Каждый год в июне мы читаем бесполезные мнения критиков о темах сочинений, предложенных на экзамене на аттестат зрелости. От выпускников требуется только умение писать по-итальянски и формулировать свои мысли. Для проверки этих навыков подходит любая тема. Я помню, как в лицее...
Каждый год в конце июня газеты заполняют одну или две страницы комментариями по поводу тем, предложенных на экзамене на аттестат зрелости. Для составления программы экзаменов призываются самые светлые умы нации. Естественно, больше всего комментируется экзамен по итальянскому языку, потому что было бы трудно объяснить широкой публике, в чем состоит экзамен по математике, а пожаловаться на то, что молодым людям в очередной раз было предложено поразмышлять на темы возрождения Италии, может даже человек с высшим образованием. Упражнения критиков по поводу тем экзамена очень изысканны и остроумны (я говорю об этом со всем своим уважением), но абсолютно бесполезны.
Действительно, неважно, какая тема была предложена, если только в ее формулировке нет грубой ошибки (мне кажется, такое один раз случилось), или если не предлагается какая-нибудь абсурдная тема типа «разведения роз в Дубае».
Читайте также: Исследование уровня образования школьников
Обычно темы касаются вопросов, о которых школьники должны были слышать. Если говорить о темах этого года, то если кто-то ничего не знает о политических убийствах, то он должен был слышать о массовом обществе или об исследованиях мозга. Я хочу сказать, что школьник может ничего не знать о нейронауке, но должен понимать, что значит проводить исследования деятельности человеческого мозга. Даже если он считает, что душа непроницаема, а исследовать деятельность мозга - это все равно что бесполезно тратить время, то это ведь тоже мнение, которое может сопровождаться дерзкой и остроумной полемикой.
Дело в том, что экзамен должен выявить только две вещи. Выпускник должен уметь писать на приемлемом итальянском. Никто не ждет от него способностей Гадды. Более того, если бы он на экзамене стал писать, как Гадда, то на него смотрели бы с подозрением, потому что выяснилось бы, что выпускник не понял, что от него не требуется доказательств гениальности, а требуется умение пользоваться языком своей страны.
Вторая вещь заключается в том, что выпускники должны уметь формулировать свои мысли, излагать их, не путая причин со следствиями, и уметь отличать введение от заключения. Чтобы продемонстрировать эти способности, подходит любая тема, даже требование обосновать заведомо ложное утверждение.
Также по теме: 125 студентов Гарварда подозреваются в мошеничестве на экзамене
Во время моего обучения в лицее мой сосед по парте один раз предложил мне следующую тему: «Проанализируйте строфу Данте «Подняв уста от мерзостного брашна», понимая слово «брашно» не так, как его понял бы Гаттамелата, но как Кристиан Диор». Я помню, что по мнению всех моих одноклассников, я с блеском справился с этой темой, иронически имитируя риторику литературной критики, изложенной в учебнике. В целом я смог извлечь из неопределенных предпосылок целую серию стройных заключений.
Наряду с жалобами на выбор тем сочинений наши газеты спорят о том, являются ли задания слишком легкими или излишне трудными. Некоторые представители моего поколения приводят свои ностальгические воспоминания о временах, когда нужно было сдавать экзамены по всем предметам все три года в лицее. Да, нужно было запереться на несколько месяцев в доме и зубрить во время летней жары, подбадривая себя кофе. Некоторым потом долго снились кошмары, им казалось во сне, что они опять должны сдавать экзамены на аттестат зрелости. Однако, я помню, то два моих одноклассника в десятилетнем возрасте погибли: один под бомбами, а другой утонул в реке, но никто не умер из-за экзаменов. Это было более гуманное и плодотворное испытание, чем немецкая студенческая дуэль или бег по краю в стиле Джеймса Дина. Это испытание если и не добавляло нам знаний, то закаляло характер.
Почему мы должны наказывать молодежь слишком легкими экзаменами на аттестат зрелости?