«Мы призываем военных спасти Египет от «Братьев- мусульман» - такой транспарант несли во время недавних массовых демонстраций в Каире противники исламистского курса президента Мухаммеда Мурси. Четко уловив настроения, охватившие значительную часть египетского общества, высшие армейские чины в понедельник, 1 июля, предъявили властям и оппозиции ультиматум: за 48 часов достичь компромисса относительно путей преодоления политического кризиса в стране, иначе армия предложит собственный план.
Курс на досрочные выборы
Этот план, обещали военные, обеспечит участие в принятии политических решений "всех значительных общественных течений, в том числе и молодежи, которая начала замечательную революцию" 2011 года. Мухаммед Мурси, предавший, по мнению многих избирателей, идеалы той революции, ни на какие компромиссы с оппозицией пойти не захотел - и в среду вечером, 3 июля, был отстранен от власти.
Военные объявили о приостановке действия конституции страны, которая по инициативе «Братьев мусульман» была серьезна изменена и теперь вновь будет перерабатываться, а также о намерении провести в Египте досрочные президентские выборы. До этого временно исполнять обязанности главы государства будет председатель Конституционного суда Адли Мансур. Его привели к присяге в четверг, 4 июля.
Значительная часть египетского общества в целом положительно относится к вмешательству военных, убеждена Маха Азам, политолог британского аналитического центра Chatham House. «Но это вовсе не означает, что люди хотели именно военного переворота. Им была важна поддержка их гражданской позиции, прежде всего - в вопросе отставки президента Мурси» - говорит она.
Светские традиции египетской армии
В египетской армии традиционно сильны светские традиции. Их значительно укрепил генерал Гамаль Абдель Насер, который с 1952 по 1970 годы руководил Египтом сначала в качестве главы правительства, а затем - главы государства. При нем в армейской среде укоренилось лево-националистическое мировоззрение, которое в основе своей сохраняется и по сей день. Правда, это мировоззрение не помешало египетской армии «поддерживать одну диктатуру за другой», напомнила в беседе с DW Маха Азам.
Да и в последние два с половиной года роль военных была далеко не однозначной, отметила Аннетте Ранко (Annette Ranko), эксперт Института ближневосточных исследований GIGA в Гамбурге. С одной стороны, позиция армии не позволила бывшему президенту Хосни Мубараку применить силу против нараставшего движения протеста, которое в конечном счете его свергло.
С другой стороны, по словам Аннетте Ранко, у египтян были серьезные опасения, что военные, «не отдадут полученную в ходе революции власть и будут препятствовать демократическому развитию страны». Эксперт напоминает нашумевшее заявление генералитета о «красной линии»: то был, по сути дела, запрет критиковать действия армии в ходе революции. Не забыты, по словам ученой, и кадры избиения солдатами молодой демонстрантки на площади Тахрир, за которое военное руководство, правда, в свое время извинилось.
Экономические интересы египетских генералов
Ставку на военных многие египтяне сделали просто потому, что не видели другой силы, способной противостоять Мухаммеду Мурси и «Братьям мусульманам», стремившимся монополизировать полученную в ходе выборов власть. «Это чувство бессилия и заставило многих рассматривать армию в качестве политического партнера», - отметила Маха Азам.
По ее словам, военные в свою очередь решили поддержать противников президента Мурси потому, что «их не устраивал политический курс «Братьев мусульман». Не устраивал их и продолжающийся экономический упадок, вызванный правлением исламистов, ведь у египетской армии - широкие экономические интересы.
По некоторым оценкам, чуть ли не четверть египетской экономики в той или иной мере связана с армией. Военные имеют интересы во многих отраслях, в том числе в туризме, в строительном бизнесе, в мелиорации. Многие инфраструктурные проекты, в частности, строительство дорог, осуществляются в Египте с помощью военных.
Так что армия материально весьма заинтересована в стабильном и поступательном развитии страны. А протесты против Мурси и его неспособность проводить какие-либо реформы становилась все более серьезной угрозой для бизнеса. Это и подтолкнуло армию к решительным действиям. В то же время генералы, по словам Аннетте Ранко из института GIGA, осознали, что требование населения участвовать в управлении страной, уже нельзя больше игнорировать.