Как правило, гибридный привод должен позволять экономить топливо. По крайне мере, так устроен Porsche Cayenne Hybrid, который благодаря комбинации бензинового и электродвигателя довольствуется в среднем 8,2 л на 100 км. Это неплохие показатели, прежде всего, по сравнению с первым гибридом Фердинанда Порше. Истребитель танков SD-Kfz 184 требовал немного-немало 1200 литров на 100 километров.
При этом танк «Фердинанд», получивший свое имя в честь создателя, был в десять раз медленнее, чем его современный аналог. С максимальной скоростью 25 км/ч «Фердинанд» в 1943 году был самой медленной машиной Вермахта.
В 1942 году Фердинанд Порше на свой страх и риск поручил создать около 100 образцов прототипа будущего танка. Инженеру пришли в голову две инновационные идеи – гибридный двигатель и новые рессоры ходовой части.
Идея с двойным мотором была заманчива. Необходимый для поршневых двигателей тяжелый редуктор мог бы стать намного меньше и легче, если бы использовалось два вида мотора. Два генератора с бензиновым приводом производили в оптимальном диапазоне частоты вращения электричество, которое приводило в движение электромоторы. В любом темпе обеспечивалась максимальная производительность и высокий крутящий момент.
Читайте также: Советский Т-34, опробованный американцами
Гитлер выбрал «Тигров»
Но превосходный в техническом плане аппарат провалился на испытаниях. Гитлер сделал выбор в пользу конкурентного проекта Хеншеля, который поступил в серийное производство под именем «Тигр». Оставшимся 90 машин Фердинанда Порше Гитлер нашел применение. Они были переоборудованы в истребителей танков, вооруженными новой 8,8-cм пушкой Pak 43.
В отличие от обычных истребителей танков у «Фердинанд» была тяжелая броня. Так, оборудованный таким же вооружением истребитель танков «Хорниссе» весил 24 тонны, в то время как «Фердинанд» почти в три раза больше. Бронированные пластины толщиной почти 20 сантиметров защищали корпус танка, а задняя часть была укреплена стеной толщиной 80 миллиметров.
Это соответствовало предназначению машины – наступлению без оглядки на потери. 6 мая 1943 года был модернизирован последний танк проекта Порше, и 90 «Фердинандов» пополнили дивизион истребителей танков. Предполагалось, что они придадут операции на Восточном фронте необходимый наступательный порыв.
Не пройдя, как следует, испытаний, оба дивизиона отправились 5 июля 1943 года в бой. Очень быстро стало ясно, что хотя «Фердинанды» и могли с расстояния более трех километров уничтожить любой советский танк и создать тем самым бреши в соединениях противника, но в то же время у них были серьезные недостатки. Когда супертяжелые машины прорывали вражеский фронт со скоростью не более 10 км/ч, артиллерия врага успевала открыть огонь по пехоте немецких войск.
Также по теме: Множество ошибок на пути к Курской дуге
В обороне не было равных
Вскоре стало ясно, что «Фердинанды» беспомощны перед лицом советских войск – они не были оборудованы пулеметами, и их пушки не могли двигаться. Кроме этого у половины танков отказали гибридные двигатели.
Несмотря на это, одна из двух групп «Фердинандов» достигла больших успехов. При собственных потерях в 13 машин, она уничтожила 320 советских танков. Но в Курской битве, в которой немецкое руководство стремилось изменить положение дел на Востоке в свою пользу, они помочь уже не могли. 13 июля после высадки британцев и американцев на Сицилии, Гитлер прервал наступление.
В последующие месяцы оставшиеся «Фердинанды» продолжали борьбу на Восточном фронте и защищались. Во время обороны им практически не было равных, вот только опять подвел ненадежный двигатель. Военный историк Карл-Хайнц Фризер (Karl-Heinz Frieser) отозвался об этой машине следующим образом: «Фердинанд был вспомогательной, но не неудачной конструкцией».
В начале 1944 года все оставшиеся 50 танков прошли модернизацию. Они были оборудованы пулеметом и кабиной для командующего танком. В новом исполнении машина сохранила обозначение Sd-Kfz 184, но получила новое имя «Элефант». И стала еще тяжелее – 70 тонн.
Читайте также: Лучший истребитель Второй мировой войны
Последние четыре машины наполовину разрушены
Около десятка танков были переброшены в Италию. Но в гористой местности, на узких дорогах и старых мостах их использование было затруднительно. Кроме этого, превосходство британцев и американцев в воздухе было определяющим, у танка не было шансов в борьбе против современных истребителей с ракетами.
На Восточном фронте остальные «Элефанты» отстаивали каждый квадратный километр земли, но просадки Восточного фронта избежать не удалось. Во время крупной советской наступательной операции «Багратион» практически все танки этого типа были уничтожены. К концу 1944 года из 90 осталось только 14 машин, а к апрелю 1945 года – лишь четыре танка, которые в котле окружения были наполовину разрушены.
Фердинанд Порше не оставил идею внедрения гибридных двигателей – в том числе, в отношении сверхтяжелых машин. Так и оставшийся прототипом сверхтяжелый танк «Маус» весом 188 тонн должен был также питаться электричеством. Но этот проект даже не дошел до стадии испытаний. Ориентировочный расход должен был составлять 2000 литров на 10 километров. По сравнению с ним Cayenne Hybrid кажется чудом экономии.