Настоящие революции уничтожают старый порядок и – к лучшему или худшему – заменяют его на нечто совершенно новое. Неосуществленные революции лишь «встряхивают» ситуацию. В Египте, где военных не расстреливали «а-ля Че Гевара» ради становления нового порядка, лояльного «народу» , так называемая «революция», которой уже два с половиной года, явно относится ко второй категории.
Старый свергнутый диктатор Мубарак, которого бывшие приспешники держат в тени и под стражей, продолжает заполнять воображение нации, словно восставший из мертвых фараон, все еще обладающий темными силами. А сейчас его неожиданного преемника, обскуранта и исламиста Мухаммеда Мурси, свергли вместе с «Братьями-мусульманами», которым позволили продемонстрировать, что на самом деле они являются неотесанными мужланами, всего лишь за один год уничтожившими свой шанс нахождения у власти.
Египетская армия – судья последней инстанции в этой драме, происходящей на главной сцене Египта в последние 29 месяцев – иногда показывает свои карты и пользуется ими, заставляя актеров появляться и исчезать, когда угодно, хитро связанная со своими зрителями-бандитами.
Можно сказать, что Египет находится либо в политическом лимбе, либо уже некоторое время – в чистилище, где бесов, которых долго хранили в его «ящике Пандоры», освободили от оков. Людей сейчас в этой стране протестов убивают, как овец, тихо и без фанфар, а женщин жестоко и прилюдно насилуют банды мужчин, стремящиеся осуществить свои темнейшие желания. Кажется, будто все в Египте сейчас должно быть исполнено толпой, для толпы и у всех на виду.
События 11 февраля 2011 года, во время первого переворота, когда египетская армия заявила, что Хосни Мубарак отказывается от власти, а его место займет хунта, когда толпы людей, в течение 17 дней до этого заполнявшие площадь Тахрир, стали расходиться по домам, должны были стать предупреждением для всех. В тот момент, конечно, произошла «революция, которая не стала в полной мере революцией». Хотя тогда она и была разделена с толпой, настоящую власть в своих руках твердо держала армия, которая сейчас вполне явно руководит страной.
Как зовут человека, которого вчера объявили президентом? Адли Мансур? На самом деле, не так уж важно, потому что в этой игре в стиле «тяни-толкай» за «сердце и душу» Египта, которая продолжается с 2011 года (кто же выигрывает – исламисты? Секулярные сотрудники Google или пишущие твиты одетые в джинсы модернисты?) именно армия контролирует ситуацию.
До настоящего момента величайшим достижением египетской «революции» стало укрепление общих страхов народа о том, что он – нерегулируемый и нуждается в сильном «папочке», чтобы взять его под контроль. Это не новый Египет, полный людей, которые поддерживают идею коллективных изменений и идут вместе к новому будущему. Это Египет во власти демонов, разрывающий себя на части освобожденной ненавистью и страстями. А для генералов, по крайней мере, это страна, которую от падения в ад спасают всевидящие премудрые мужчины-защитники в формах.