Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вино пробирает под хорошую музыку

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Однажды я познакомился с виноделом, который рассказал мне, что включает джаз для своих бочек, чтобы им было приятно. Он так любил современный джаз, что даже свое фирменное вино назвал «Селим» в честь Майлса Дейвиса (Selim – написание фамилии музыканта в обратном порядке). Его вина из итальянского региона Кампания и впрямь были великолепны.

Однажды я познакомился с виноделом, который рассказал мне, что включает джаз для своих бочек, чтобы им было приятно. Звали винодела Бруно де Консиллис (Bruno de Conciliis), и он так любил современный джаз, что даже свое фирменное вино назвал «Селим» в честь Майлса Дейвиса (Miles Davis, Selim – написание фамилии музыканта в обратном порядке). Его вина из итальянского региона Кампания были великолепны, правда, я не уверен, что разносившиеся в погребе чистые и благородные звуки трубы Дейвиса каким-то образом улучшали вкус этих вин. 

И хотя довольно сложно поверить, что музыка может способствовать сбраживанию виноградного сока, не будет особым преувеличением предположить, что музыка может влиять на то, как мы ощущаем вкус вина и воспринимаем вино в целом. Ведь под воздействием музыки раскрываются и обостряются все наши эмоции. 

Несколько лет назад Эдриан Норт (Adrian North), который тогда заведовал кафедрой прикладной психологии Университета Хэриотт-Уатт (Heriot-Watt University) в Эдинбурге, опубликовал несколько научных статей как раз на эту тему. В своей научной работе по изучению чилийского винодельческого хозяйства Montes профессор Норт выявил связь между тем, как мы воспринимаем вкус вина, и музыкой, которую мы слушаем, когда это вино пьем. 

В своей статье «Влияние фоновой музыки на вкус вина» (The Effect of Background Music on the Taste of Wine, 2011) Норт ссылается на научные выводы, сделанные психологами-экспериментаторами Массмилиано Зампини (Massimiliano Zampini) и Чарльзом Спенсом (Charles Spence) о том, что звуки, которые издают некоторые виды еды, меняют наше восприятие вкуса. В качестве примера психологи приводят хрустящие картофельные чипсы. Если при откусывании мы слышим громкий хруст, то воспринимаем чипс как свежий продукт, а если хруст звучит тихо, то нам кажется, что продукт залежалый. Примерно так же можно оценивать и вино по его температуре: чем холоднее белое вино, тем более свежим и более ярким на вкус оно кажется. А слишком теплое красное вино кажется безвкусным и пресным.   

А как насчет музыки – на самом ли деле, она может влиять на наши вкусовые восприятия? В рамках своего исследования профессор Норт провел опрос среди 250 студентов, которым предложили выпить стакан вина – красного каберне совиньон (2006 Montes Alpha Cabernet Sauvignon) или белого шардоне (2006 Montes Alpha Chardonnay). Дегустация проходила в пяти комнатах, в одной из которых было тихо, а в четырех звучали различные музыкальные произведения – от «Кармины Бурана» Карла Орфа (Karl Orf,  «Carmina Burana» - сценическая кантата, либретто для которой написано по мотивам средневековых стихотворений – прим. перев.) до композиции Just Can't Get Enough в исполнении группы Nouvelle Vague (французский музыкальный коллектив, выступающий в стиле нью-вейв, босса-нова, лаунж – прим. перев.). Результаты оказались поразительными. В среднем, чем эмоциональнее, живее и энергичнее звучала музыка, тем более волнующим и свежим казался вкус вина. Такая же прямая связь наблюдалась и в остальных случаях.   

Когда я слышу подобные высказывания, я стараюсь не делать поспешных выводов. Те, кто склонен верить в биодинамические эффекты, считают, что наши вкусовые рецепторы улавливают различные оттенки вкуса в зависимости от времени года и нашего настроения. Безусловно, и я тоже заметил, что мое настроение и, конечно же, погода оказывают значительное влияние на мое восприятие вкуса вина. В отношении роли музыки у меня есть сомнения, но я хотел бы проверить эту гипотезу.  

О выводах, сделанных профессором Нортом, я рассказал Иейну Форману (Iain Foreman), ученому из университета португальского города Авейру (University of Aveiro), который является специалистом в области этнической музыки. Он утверждает, что некоторые люди умеют чувствовать связь между некоторыми звуками, запахами и вкусами. «Нельзя отрицать тот факт, что, по крайней мере, на подсознательном уровне некоторые звуковые ощущения и впечатления – музыкальные либо иные – оказывают влияние на наши обонятельные и вкусовые ощущения», - говорит он.  

Как знать? Возможно, в следующий раз, когда я достану бутылочку с вином не ахти какого качества, мне просто надо будет включить какую-нибудь поднимающую настроение заводную музыку.