Похоже, что лиссабонских политиков забыли оповестить об окончании долгового кризиса в еврозоне. Схлынувшие было страсти вдруг пробудились вновь после того, как доходность португальских облигаций подскочила до критического уровня из-за правительственного кризиса, а также опасений инвесторов на счет возможного повторения долгового кризиса в этой стране. В результате больше всех пострадали рынки Европы. За ситуацией внимательно наблюдают инвесторы из США и других стран. В связи с этим, перечислим те факты, о которых необходимо знать.
Что произошло?
Все началось в понедельник, после того как в отставку ушел министр финансов Португалии Витор Гашпар (Vitor Gaspar), сторонник режима строгой экономии и архитектор программы оказания международной финансовой помощи этой стране. Во вторник вслед за ним в отставку подал министр иностранных дел, возглавлявший одну из партий коалиционного правительства премьер-министра Педру Пасоша Коэлью (Pedro Passos Coelho), что неизбежно влечет за собой досрочные выборы. Коэлью устоял, но рынки опасаются пересмотра условий оказания помощи Португалии или даже появления второго плана по спасению страны, в результате чего пострадают держатели облигаций.
Эндрю Уилкинсон (Andrew Wilkinson), главный специалист Miller Tabak по экономической политике, отмечает, что в свете нынешнего политического кризиса Португалия предстает в совсем непривычном виде, ведь во время драматических событий, происходивших ранее в еврозоне, эту страну считали «примерным гражданином».
Что это значит для европейских рынков?
Португалия находилась в самом эпицентре событий. Доходность 10-летних государственных облигаций впервые с ноября прошлого года подскочила до 8%. Если бы Португалия не приняла пакет антикризисных мер, то возникли бы очень большие вопросы, касающиеся ее способности обслуживать свой долг. Больше всего вселяет беспокойство тот факт, что стоимость заимствования для других проблемных стран еврозоны, включая Италию и Испанию, продолжает расти, хотя им еще далеко до кризисного уровня.
Европейские фондовые индексы устремились вниз, причем основной индекс Португалии упал почти на 6%.
Будет ли в результате событий в Португалии задействована программа «прямых денежных операций» ЕЦБ?
Скорее всего, нет. Согласно требованиям Европейского центрального банка, для того, чтобы претендовать на программу потенциально неограниченной покупки суверенных краткосрочных облигаций, страна должна «восстановить доступ на рынки». Поскольку правила ЕЦБ «немного размыты», маловероятно, что Португалия, несмотря даже на выпуск в текущем году новых долговых обязательств, подпадет под эту программу, сообщают аналитики Danske Bank, ссылаясь на следующее заявление президента ЕЦБ Марио Драги (Mario Draghi), сделанное в марте: «В условиях рынка страны должны рассчитывать на себя. Думаю, я выразился ясно, на счет того, что имеется в виду: обеспечение доходности, предоставление доступа для самых разных групп инвесторов и способность обеспечивать эмиссию в требуемых объемах».
Однако, продолжают аналитики Danske Bank, Португалия пока что не отвечает перечисленным выше требованиям.
Что это значит для американского рынка?
Фондовые индексы США испытывали на себе прессинг, однако затем первоначальные, спровоцированные Португалией убытки по индексным фьючерсным контрактам несколько снизились после того, как ADP опубликовала обнадеживающую статистику о занятости в частном секторе, а Министерство труда США обнародовало еженедельную информацию о безработице. Ожидается, что инвесторы будут уделять Европе второстепенное внимание, а основное – экономическим показателям состояния экономики США (в частности, в пятницу ожидается выход статистики за июнь по платежным ведомостям несельскохозяйственного сектора США) и влиянию этих показателей на монетарную политику ФРС.
По мнению главного экономиста Saxo Bank Стина Якобсена (Steen Jakobsen), нынешний португальский кризис в сочетании с эскалацией беспорядков в Египте увеличивает неопределенность, «а этого рынок вообще-то не любит», при этом ФРС сигнализирует о том, что она намерена добиваться нормализации процентных ставок. Сворачивание программы ФРС по монетарному стимулированию направлено на повышение доходности облигаций по всему миру, в том числе в проблемной периферии еврозоны.
Как это отразится на биржевых товарах?
По словам Эндрю Уилкинсона из Miller Tabak, индекс US Dollar Index (USDX) в четверг чувствовал себя неважно, частично сведя на нет достигнутые до этого успешные результаты. «Цены на золото, медь и сырую нефть не сдают позиций, поскольку инвесторы переоценивают перспективы доллара на фоне всплеска волатильности», – добавил эксперт.