Вашингтон – Теперь, когда первый, избранный демократическим путем президент Египта лишился своего поста в результате переворота, во главе которого встала мощная армия страны, США могут попытаться использовать имеющиеся в их распоряжении рычаги, чтобы добиться желаемого результата, а именно восстановления конституционного порядка и возвращения демократического правительства путем проведения выборов, в которых должны принять участие все политические фракции Египта.
Тем не менее, возможности США оказывать влияние на события и решения лидеров Египта весьма ограничены, как продемонстрировала политика бывшего президента страны Мухаммеда Мурси (Mohammed Morsi) и восстание против него, произошедшее во вторник, 2 июля.
Хотя большинство египтян, очевидно, подозревают, что за любым важным событием в Египте стоит Америка, администрация Обамы, несомненно, оказалась неспособна заставить г-на Мурси свернуть с авторитарного пути в последние несколько месяцев его правления. Она также оказалась неспособна помешать египетским вооруженным силам, с которыми ее связывают длительные и тесные отношения, свергнуть Мурси и арестовать его, а также десятки других чиновников, являющихся членами Мусульманского братства.
В пятницу, 5 июля, армия разогнала демонстрации в поддержку Мурси по всей стране, что вылилось в столкновения, в результате которых, как сообщают новостные источники, погибли шесть человек.
По мнению некоторых региональных экспертов и критиков американской политики, одно из объяснений отсутствия влияния США в Египте заключается в том, что США не хотят использовать свой главный рычаг давления на лидеров и их действия, а именно 1,6 миллиарда долларов ежегодной помощи (в основном военной). По мнению экспертов, США должны прекратить оказывать эту помощь, чтобы ясно дать понять новым военным властям Египта, что США и международное сообщество требуют принятия определенных мер – проведения новых выборов, создание новой конституции – в ближайшее время.
Между тем, другие эксперты полагают, что отсутствие влияния Америки в Египте является результатом недостаточного внимания США по отношению к ситуации в этой стране, даже несмотря на то, что этот ключевой союзник США в арабском мире в недавнем прошлом пережил революцию, оказавшую влияние на весь регион.
«В последние несколько лет мы уделяли Египту крайне мало внимания, мы не занимались налаживанием отношений с ним и не проявляли активного интереса к тем политическим силам, которые сегодня пользуются авторитетом в Египте, - объяснил Роберт Данин (Robert Danin), бывший заместитель помощника госсекретаря по делам Ближнего Востока, занимающий в настоящее время пост старшего научного сотрудника в Совете по международным делам в Вашингтоне. – То, что сейчас мы оказались бессильны повлиять на ситуацию, отчасти стало результатом нашей неспособности четко определить наши цели в Египте и доказать серьезность наших намерений».
Накануне свержения президента посол США в Египте Энн Паттерсон (Anne Patterson) оказалась легкой мишенью для демонстрантов, выступавших против политики Мурси. Однако, если посол Паттерсон стала символом предполагаемого молчаливого согласия США с политикой Мурси, характеризующейся сосредоточением в его руках власти и ограничением прав и свобод граждан страны, то так произошло потому, что ни Белый дом, ни Госдепартамент не смогли четко сформулировать свое беспокойство по поводу действий Мурси.
Теперь у США появился своего рода «второй шанс», как считает г-н Данин, однако он предупреждает, что Вашингтону не стоит рассчитывать на то, что сможет попросту заказать желаемый исход событий, особенно с учетом сложившейся ситуации.
«Существует большая разница между согласием Египта на наш диктат и нашим влиянием в этой стране, - поясняет он. – Я считаю, что если мы готовы принимать активное участие в делах этой страны, мы можем рассчитывать на огромное влияние».
По мнению некоторых аналитиков, события, происходящие в Египте, и следующее направление, которое выберут его граждане, имеют настолько большое значение для США и их интересов в регионе, что г-н Обама должен четко выразить свое отношение в ним в ближайшее время.
Другие полагают, что самым действенным и ясным сигналом, который США могут отправить Египту, может стать прекращение оказания помощи этой стране. На самом деле многие уверены, что у США просто нет иного выхода, поскольку, согласно Закону об оказании помощи иностранным государствам, США не могут предоставлять помощь «государству, где глава должным образом избранного правительства лишается своей власти в результате военного переворота».
Учитывая выше сказанное, закон США требует прекращения оказания помощи, как утверждает Дэниэл Калингерт (Daniel Calingaert), вице-президент Freedom House по политике и внешним связям. Кроме того, по его словам, прекращение оказания помощи «станет способом воспользоваться своими рычагами воздействия, к которым США до настоящего момента не считали нужным прибегать». По его мнению, сейчас США должны «заставить временное правительство Египта назначить даты выборов президента и парламента, уважать основные права египетских граждан и посадить представителей всех политических течений за стол переговоров, чтобы определить дальнейший курс страны».
Данин тоже считает, что оказание военной помощи, вероятнее всего, стоит прекратить. Тем не менее, по его мнению, гораздо важнее сейчас представить египтянам список «стимулов и антистимулов», которые помогут им понять, чего от них ждут США в ближайшие несколько недель и как Вашингтон намеревается им помогать.
«Существует некий компромисс между непосредственным навязыванием нашей воли и отказом от участия в делах Египта, - добавляет он. – И мы должны постараться его найти».