На протяжении веков шесть христианских конфессий боролись за Храм Гроба Господня в Иерусалиме. И ради такой цели они не боятся вступить даже в рукопашную. но познакомьтесь с мусульманами, которым там поручено поддерживать мир.
Если вы последуете за шумной процессией из людей несущих кресты и бормочущих молитвы монахин, которые змейкой идут по узким улицам Старого города Иерусалима, вы, в конечном итоге, окажетесь в закутке, где стоит одно из самых святых для христианина зданий: Храм Гроба Господня. Православные и католики считают, что комплекс был построен на месте распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа, а древнее строение не похоже ни на одну виденную вами церковь: многоуровневый, с извилистыми проходами комплекс различных гробниц, реликвий, и пещер.
Также именно это место стало одним из самых конфликтных для христианства. Шесть его конфессий: греко-православная, армянская апостольская, римско-католическая, коптская православная, эфиопская православная и сирийская православная делят между собой юрисдикцию над пещерным храмом и славятся своей способностью атаковать кулаками при малейшей обиде. Вражда между конфессиями может привести к ужасным бедствиям, поэтому, когда появилась угроза, что священнослужители, находясь в боевом расположении духа, разнесут одно из самых святых религиозных мест, остался только один выход сохранить мир - найти нейтрального посредника.
Так в историю Храма вписали два мусульманских имени: Ваджих Нусейбе (Wajeeh Nuseibeh) и Адиб Джуда (Adeeb Joudeh). С 1192 года, когда удалось заключить мирное соглашение, по которому контроль за воротами предоставили мусульманскому привратнику, их предки стали хранителями ключей и посредниками в делах священного храма. Каждый день в соответствии с соглашением, их семьи открывают церковь для верующих. Ритуал начинается около 4 часов утра, когда Джуда приносит чугунный ключ к Нусейбе, который отпирает деревянные двери в церковь. Когда сгущаются сумерки, они проводят обратный ритуал, закрывая церковь на ночь. Мусульманским семьям также поручена символическая роль во время проведения праздничных ритуалов – быть миротворцами для часто ссорящихся представителей христианских сект.
Все эти века Храм оставался местом напряженного противостояния между соперничающими конфессиями. Любые видимые притязания одной конфессии на то, что другая считает своим, особенно во время праздников, и вот повод для драки. В ряде случаев требуется даже вмешательство полиции.
История секторов разных конфессий пестрит кучей случаев подстав и наглых выходок, которые держат всех непрерывно в напряжении и тревоге. Например, во время пасхальной службы в 1970 году, коптские монахи на мгновение оставили свой монастырь на крыше Храма. Эфиопские монахи тут же воспользовались ситуацией, проникли внутрь, поменяли замки и завладели им. С тех пор копты протестуют, неизменно присутствуя на занятой эфиопами крыше в четко отведенном месте около монастыря на крыше. Но в 2002 году, когда один такой монах-копт всего лишь передвинул свой стул в тень, спасаясь от жары, священнослужители и копты, и эфиопы сошлись в схватке, в результате десяток пострадавших.
Помимо этого, религиозная напряженность практически не дает возможности провести ремонт кровли. Из-за разногласий о принадлежности «крыши», она сама находится в аварийном состоянии в течение многих лет, представляя, по мнению строителей и инженеров, «опасность для человеческой жизни» .
«Как и у любой святой братии, у них иногда тоже возникают проблемы. Мы помогаем им решать их. Мы держим в Храме нейтралитет. Мы – эдакая Организации Объединенных Наций, помогающая сохранить мир в этом святом месте», так говорил Нусейбе в интервью для San Francisco Chronicle в 2005 году.
Иногда раздоры по поводу юрисдикции доходят до смешного. В 1995 году все шесть конфессий, наконец, пришли к соглашению о том, как расписать одну из секций центрального купола после 17 лет дискуссий. К подоконнику верхнего этажа прислонена лестница, которая так там и стоит с начала 1800-х годов. Боясь спровоцировать насилие и не зная точно, какая конфессия имеет право на лестницу, никто ее с тех пор не трогает.
Стоит отметить, что и обе мусульманские семьи, которым поручено поддерживать мир в Храме, не застрахованы от споров между собой, конечно, не в таких масштабах как у представителей христианских конфессий внутри него. «Да, поскольку мы с Джудой делим ответственность, то иногда мы спорим, такое случается в любой семье», сообщил Нусейбе изданию the International Business Times в начале этого года. Он считает, что его семье первой доверили хранить ключи, а Джуда появился позже. Но тот с этим не согласен.
«Мой предок, которому передали ключи, был шейх, уважаемый человек, которому нельзя было заниматься физической работой, например, подыматься по лестнице, чтобы открыть ворота», замечает Джуда в этой статье. «Вот почему Нусейбе были призваны для выполнения этой обязанности. К сожалению, они все еще стыдятся того, что являются просто привратниками».
Нусейбе не соглашается. «Представьте, что у вас миллион долларов, а вы не в состоянии потратить ни одного цента», сказал он о Джуде в интервью для The Philidelphia Inquirer.
Похоже, что любовь к ближнему легче проповедовать, чем практиковать.