Факт военного переворота в Египте настолько очевиден, что он не оставляет повода для дискуссий. Первый демократически избранный президент за насчитывающую несколько тысячелетий историю этой страны спустя всего год после его избрания был свергнут силами египетской армии с помощью внутренних и внешних соучастников. Путчисты приостановили действие конституции, силой оружия сменили власть, многие были арестованы, десятки погибли.
На самом деле в Египте произошло все то, чего добиваются в Турции. В 2013 году египетскому народу пришлось пережить знакомые Турции события 27 мая и 12 сентября.
Читайте также: Исламист Мурси мешал бизнесу египетских военных
Примечательно, что западному миру трудно публично назвать переворот в Египте «переворотом». Мы не слышали осуждений или резкой критики. Особенно образцовым было безмолвие США. Многократно выражая беспокойство о событиях в парке на площади Таксим, власти США сохраняли молчание, даже когда в Египте был открыт огонь по протестующим. Призыв Обамы к египетским генералам: «Как можно скорее восстановите демократическую форму правления», - наводит на определенные размышления. Сделав такое предостережение, США фактически допустили военный переворот и признали, что дело по воссозданию демократии теперь за военными.
Бурные ликования вызвало произошедшее в израильском крыле. Многих в Израиле и еврейской диаспоре порадовала новость о том, что после Ирака и Сирии Египет оказался на пороге гражданской войны. Для многих израильских политиков единственный изъян в этой картине - Турция. Обо всем этом, на мой взгляд, красноречиво говорит карикатура на сайте The Jewish Press. Рядом с Мурси изображен турецкий премьер-министр Эрдоган, и виднеется надпись: «Ушел, уходит». Тем самым карикатурист подразумевает: «Мурси свергнут, на очереди - Эрдоган».
Некоторые затрудняются понять затишье со стороны Запада. Однако причина проста: для него приоритет на Ближнем Востоке - не демократия, а собственные интересы. Основные из них - остановить ислам, то есть отстранить исламистские течения от власти. Однако сделать это не так-то просто. Вне зависимости от того, кто находится у власти - диктаторы или избранные демократическим путем правители, - поднимающаяся с морского дна волна не относится к легко предотвратимым явлениям. Единственное, что остается в таких условиях, - это сеять раздор между государствами и народами.
Также по теме: Переворот ничего не меняет, Египет обречен
Как мы уже неоднократно отмечали, сегодня в регионе ведется игра, которую можно охарактеризовать как гражданскую войну «Большого Ближнего Востока». Это взгляд Запада на регион, включая Турцию. После холодной войны и особенно после терактов 11 сентября демократическое развитие, не ориентирующееся на Запад, Запад рассматривает как угрозу самому себе. При этом, будучи не в силах с ней справиться, Запад считает уникальным средством именно гражданскую войну.
На этом пути, на который, возможно, США были вынуждены вступить, находятся американские неоконсерваторы, религиозные европейцы и Израиль, которые рассматривают данный вопрос больше с идеологических позиций и ни о чем не беспокоятся, кроме как покончить с панисламизмом.
По этой причине Запад не воздерживается даже от предательства ценностей, на которые в наибольшей степени полагается на Ближнем Востоке. Усилия, направленные на то, чтобы остановить ислам, делают привлекательными для Запада идею военного переворота, игнорирование прав человека и разгром демократии. Сегодня некоторые западные леволиберальные авторы даже могут предлагать поддерживать диктатора Асада, чтобы предотвратить приход исламистов к власти в Сирии. Иными словами, совсем не удивительно возникновение после переворота в Египте наблюдаемой сегодня переворотофилии.
На Турцию ложится большая ответственность за то, чтобы расстроить эту игру. С одной стороны, Турция должна продемонстрировать миру толерантное, обращенное ко всему человечеству, совместимое с демократией лицо ислама, с другой - защищаться от возможных атак и подстрекательств со стороны Запада.