Наш народ всегда придавал особое значение и ценность соблюдению поста. Делают это не только люди религиозные, совершающие намаз, но и лица, обладающие различными политическими и социальными взглядами в обществе.
Возможно, в этом есть отпечаток обычаев, традиций, а также чувства общественного осуждения. Однако в социальной структуре, скоротечно переходящей от общины к сообществу, несмотря на сокращение влияния, порождаемого такого рода традициями, интерес к религиозным ценностям возрастает. В то же время понимать это явление как «консерватизацию» и тем более противоположность модернизации было бы ошибочно.
Несмотря на то, что этот религиозный обряд сложен для выполнения, сознательное соблюдение поста 80% населения в нашей стране можно объяснить только духовной благодатью, наслаждением и спокойствием, которые он приносит.
Особым значением обладают в Турции такие виды политической надидентичности, как «идентичность гражданина Турецкой Республики» и «турецкая идентичность».
Между тем «мусульманскую идентичность» – если бессмысленно не видеть в ней противоречия светскости – можно воспринимать как коллективную идентичность, в которой сливаются 99,8% общества. Конечно, эта ситуация не преуменьшает значения, ценности и необходимости гражданской идентичности, которая объединяет (должна объединять) общество на 100%, и в ее рамках турецкой идентичности.
Мусульманская идентичность в Турции не стала разрушительной и дифференцирующей, она консолидирует наше общество. И это причина классификации населения только по принципу «мусульманин – немусульманин» при проведении переписи в позднеосманский период. И именно поэтому в Лозанне были признаны права только «немусульманского меньшинства»; различные исламские практики, родовые и языковые различия после продолжительных и ожесточенных споров были невидимы, поскольку не считались относящимися к «большинству».
Эксперты единодушны во мнении, что «культура» показывает стиль и образ жизни. В этом смысле культурные различия в Турции чрезвычайно ограничены. Культурное богатство нашей страны – это не разнообразие отличающихся друг от друга культур, то есть богатство «поликультурализма», а богатая диверсификация форм сосуществования. В основе культуры в Турции лежат исламские ценности. Все наши братья курды – также набожные мусульмане. Они придают немаловажное значение мусульманским ценностям и в целом стараются следовать религиозным обрядам. Особенно деликатно они относятся к вопросу соблюдения поста Рамадан.
Если сегодня вы в качестве гостя окажетесь в какой-либо захолустной деревушке в юго-восточной Анатолии, то увидите, как трепещут хозяева дома, чтобы оказать вам достойный прием во время ифтара. Важнейшая особенность, которая делает курдов частью Турции и турецкой нации, – единая «мусульманская идентичность». Как президент Тургут Озал, так и премьер-министр Эрдоган осознали этот факт; они поняли, что ислам является цементом национального единства, и при этом они любимы и признаваемы народом на юге и востоке Анатолии.
В дни священного Рамадана между событиями, происходящими в каком-либо городе или деревне во Фракии, в регионах Мраморного, Эгейского, Черного, Средиземного морей, Центральной Анатолии, и событиями на востоке и юго-востоке, иными словами межкультурных различий, нет… Звучат азаны, совершается ифтар, вечерний намаз и теравих, слышны удары извещающих о сахуре барабанов, а затем приглашения на следующий ифтар. Обратите внимание на находящиеся на столах блюда и подхватываемые тюркю – вы не увидите разницы. Как с религиозной, так и этнической точки зрения налицо общность с алавитами, а точнее, в идентичностях «туркмена-алавита» и «турка-суннита» нет никаких различий. Большая часть алавитов в противовес общепринятому мнению соблюдает пост, кроме того, они постятся еще 10 дней в месяц Мухаррам. Часть алавитов держит пост только в Мухаррам. Алавиты также обладают единой «мусульманской идентичностью». Отбросим все эти споры в наступивший священный месяц. Давайте говорить не о «различиях», а о «сходствах».
Несмотря на отличающийся от приобретенного курдами статус в Лозанне, давайте заключим в наши объятия проживающих в стране евреев, греков, армян. Давайте приобщим их к изобилию нашего стола во время ифтара и спокойствию, которое несет Рамадан. Давайте упрочим наше единство и дружбу и сохраним это душевное равновесие.