Работа Бенедикта Андерсона «Воображаемые сообщества», опубликованная в 1983 году и посвященная распространению национализма в мире, восходит к классической социологической традиции. Ее основная идея состоит в том, что концепция национализма возникла в эпоху Просвещения параллельно с коллапсом политической власти, легитимность которой исходила от бога, и была сконструирована с началом использования в процессе коммуникации не латинского, а локальных языков.
По мнению Андерсона, создание определенного сообщества совершенно не знакомыми друг другу людьми происходит на основе единого воображения и языка, причем они готовы рисковать и даже умереть ради этого сообщества. Такое толкование, объясняющее возникновение национализма и его распространение по всему миру, по сути, применимо к описанию образцов поведения различных регионов, объединений и даже болельщиков футбольных клубов.
По форме поведения фанаты «Фенербахче», «Галатасарая», «Бешикташа» или какой-либо другой команды, для которой характерно сильное чувство сопричастности, фактически напоминают «нацию». В моменты исступления они солидаризируются друг с другом, а «в случае необходимости» готовы пойти на убийство. Форму их ощущений определяет страсть футбольного поля, чувство конкуренции и язык, с помощью которого медиа передают эти ощущения.
В свое время медиа создали национализм в Европе, сформировали понятие «суверенитет» и «легитимность», наполнили ценности Вестфальского мира, в некоторой мере способствовали укоренению концепции демократии. Заботясь о прибыли, современные СМИ поддерживают футбол, как его разрушительные, так и консолидирующие свойства, создают «нации» различных клубов.
В течение последних нескольких лет через легенды, факты, короткие, но изысканные, текстовые заметки социальные медиа создают новые «нации», обостряют точки общественного разлома. То, что передается сообщениями, не превышающими 140 символов, приводит к сосредоточению людей вокруг новых сообществ в соответствующей духу времени форме. Один только магический шрифт способен мобилизовать тысячи человек.
Разрушить «нации», а точнее воображаемые сообщества, создаваемые основным медиапотоком или социальными медиа, как и повлиять на чувство сопричастности к ним, невозможно. Нам хорошо известно, что турецкость, немецкость, курдскость - это также сконструированные идентичности, однако в этом мы не можем признаться.
Мы, напротив, стремимся организовать сосущестование граждан, создать механизмы, которые сбалансируют интересы и ожидания построенного на почве национализма государства. Мы знаем, что когда одно воображаемое сообщество резко выступает против другого, это только придает новые силы сообществу-оппоненту. Это не медиа передают посыл воображаемых сообществ в политическую реальность, а тот «другой», который позволяет им передать этот посыл.
Каждое слово, сказанное в отношении конструирования воображаемых сообществ другими, приводит к еще большей консолидации на противоположном фланге. Новые мифы и легенды способствуют нахождению поводов, призванных повысить групповую консолидацию.
Воображаемое сообщество «Гези Парк» приобретает свою силу из политики, из точек ее разлома, но, что важнее всего, из протеста во властных верхах. Оно может создавать легенду о силе народного ополчения с помощью строчек, принадлежащих перу разгневанного мастера. Оно стремится породить чувство несправедливого отношения со стороны полиции при вмешательстве в акции, распространив в сообществе представление об ограничении свободы собраний. Наравне с этим с целью наведения порядка для пострадавших от полиции создаются мобильные медицинские пункты. Предпринимаются попытки под флагом движения символизировать Гези-фетишизм.
Как каждое сообщество, которое еще не стало «нацией», оно негативно реагирует на все усилия его понять, наделить смыслом, разделить на составные части. Оно говорит: «С нами или против нас», - поскольку в составе этого сообщества разгневанные, возмущенные, в определенной форме разочарованные люди. На данном этапе оно в значительной мере демонстрирует непроизвольную реакцию. Однако даже ее достаточно для дестабилизации обстановки. Положение и политика Турции приводят к тому, что в мире им приписывается большая, чем они обладают, сила.
Те, кто желает сдержать их влияние, предотвратить объединение в сообщества, не должны выталкивать их за пределы системы, их, наоборот, следует ассимилировать. Необходимым для этого условием является обеспечение конфронтации представлений, мифов, легенд с реалиями. Возможно, они откажутся от идеи обособления в сообщества, только не под давлением, а благодаря предоставлению свободы. Общественная поляризация, напористые усилия по сближению и консолидации противоположных сторон не ослабят их влияния.