Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Государственная коррупция и неэффективность по-вашингтонски

© ФотоМарк Адоманис
Марк Адоманис
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Очень немногие проблемы, которые оппозиционно настроенные россияне сегодня связывают с «автократией», имеют отношение к политике. Напротив, это весьма далекие от политики вопросы, которые редко решаются эффективно даже при самых либеральных и прозрачных режимах. Причин отчаиваться здесь нет, ибо такая ситуация в большинстве случаев складывается из-за элементарного и всепроникающего равнодушия.

В последнее время я много думаю об эффективности государственной власти, в основном  из-за того, что даже по меркам Вашингтона последние недели были отмечены чередой ярких скандалов и неудач. Эти провалы, не имеющие никакого отношения к махинациям на выборах и к «автократии» политической власти, показывают, почему заботы о «демократии» становятся такими неактуальными и малозначимыми, когда речь идет о решении повседневных проблем государственного управления. Эти скандалы также преподносят некоторые уроки, которые следует усвоить россиянам, если они хотят, чтобы их власть функционировала более прозрачно и ответственно.

Прежде чем идти дальше, позвольте мне схематически обрисовать некоторые скандалы, о которых я веду речь, чтобы вы не подумали, будто я делаю из мухи слона. Первый скандал связан с самым нелюбимым американцами государственным органом - налоговым управлением США. Еще недавно оно занималось преследованием консервативных и республиканских политических организаций, а сегодня никак не может оправиться от еще большего идиотизма и обмана. Короче говоря, история такова. Сотрудник среднего звена из налогового управления, занимавшийся контрактными вопросами, направлял контракты на миллионы долларов из сферы информационных технологий одной компании, находившейся в собственности его близкого друга, с которым этот налоговик ходил на бейсбол и часто обменивался текстовыми сообщениями в стиле фильма «Мальчишник в Вегасе». Оказывается, этот друг лгал властям, чтобы получить права, полагающиеся ветерану военной службы на инвалидности, занимающемуся малым бизнесом (в данном случае его «травмой на службе» было растяжение лодыжки, которое он получил, играя в футбол в военной подготовительной школе). На самом деле этот «ветеран» никогда на действительной военной службе не был, и теперь его судят за обман. А налоговика еще даже не уволили, потому что  он защищен правилами профсоюзов. И хотя он со временем все же может потерять свою работу, это слишком низкая цена, которую ему придется заплатить за фактическую кражу сотен миллионов долларов у налогоплательщиков. Ах, да, самое интересное. Всю эту гнилую схему вскрыл не государственный контрольный орган и не один из этих бессильных и ни на что не годных «генеральных инспекторов». Ее разоблачила конкурирующая фирма, которая понесла убытки, не получив те контракты, которые, как ей казалось, она должна была выиграть.

Здание Конгресса США


Читайте также: Скандал в налоговом управлении только усиливается


Следующий скандал меньше по масштабам, но еще более вопиющий по степени идиотизма. Название «Агентство экономического развития», может, и звучит солидно, но в действительности это крошечное и всеми забытое застойное болотце в недрах Министерства торговли, специализирующееся на выдаче небольших грантов сельским общинам, чтобы они занимались такими вещами, как ремонт дорог. Вот один из заголовков с вебсайта этого агентства: «Управление экономического развития инвестирует 1 миллион долларов в ремонт важной инфраструктуры и помогает создавать рабочие места в округе Линкольн, штат Теннесси». Сумма ничтожная (мой город Арлингтон недавно потратил миллион на строительство одной-единственной автобусной остановки), а место проведения ремонта (какая-то дыра, находящаяся нигде) должно вам что-то сказать о «важности» этой инфраструктуры.

Но хотя Агентству экономического развития никогда не хватало средств, оно совершенно очевидно привыкло превосходить само себя в глупости. Узнав, что некоторые его компьютеры заражены вирусом, агентство совершило череду ошибок настолько идиотских и невероятных, что у меня возникло чувство, будто эту историю для прикола изобрел какой-нибудь юмористический журнал. Узнав о возможном заражении, агентство  прежде всего постаралось выяснить, какие именно системы заражены. Но поскольку проводивший поиск человек понятия не имел, что они делают (они просто распечатали перечень всех систем в агентстве), это ведомство по ошибке пришло к выводу, что вирусом заражены все его компьютеры до единого. Посчитав, что агентство  подверглось атаке со стороны китайцев или русских (а кто еще мог одновременно заразить все системы?), руководитель его информационной службы приказал отключить серверы Агентства экономического развития и отсоединить его от интернета.

Также по теме: Провал системы по-американски

Затем агентство наняло дорогостоящих компьютерных консультантов, чтобы они приехали и удалили вредоносные программы. Консультанты приехали и обнаружили, что шесть компьютеров нахватали на жесткие диски какие-то обычные вирусы, которые легко можно почистить и убрать при  помощи магазинного диска Касперского. Они быстренько их удалили и привели все в рабочий порядок. Но агентство этим не удовлетворилось – оно захотело, чтобы консультанты подписали юридически обязывающий контракт, в котором говорится, что на других ведомственных компьютерах никаких вирусов нет. Естественно, консультанты отказались подписывать такой не ограниченный по времени и нелепый контракт. Тогда Агентство экономического развития начало делать странные вещи. Хотя консультанты сказали, что все обнаруженные проблемы легко и быстро устранены, оно начало физически уничтожать свои компьютерные системы. Да, вы все прочитали правильно: федеральное ведомство США стало буквально разбивать свои компьютеры вдребезги, так как ему показалось, что они заражены компьютерным вирусом. Агентство прекратило громить свои компьютеры (включая клавиатуры, мониторы и мышки) лишь тогда, когда у него кончились деньги. Таким образом, Агентство экономического развития потратило более 50% своей бюджетной статьи «Информационные технологии» за 2012 год на решение проблемы, которую легко можно было решить при помощи продающейся в магазинах антивирусной программы за 100 долларов.

Деньги


Два этих случая существенно отличаются друг от друга по масштабам (налоговое управление потеряло на своих мошеннических контрактах где-то 300 миллионов долларов, а Агентство экономического развития профукало всего около 3 миллионов), но они рассказывают нам, по сути дела, одинаковую историю о невежестве, некомпетентности и жадности. Они не имеют никакого отношения к политике и к тому, что люди обычно принимают за первопричину «коррупции». Налоговое управление и Агентство экономического развития совершили свои правонарушения не из-за того, что затыкали рты американским гражданам. Эти ведомства не были особо близки к политической власти и не имели прочных связей с «нужными людьми». Как я уже говорил, Агентство экономического развития - это застойное болото, а налоговый чиновник, виновный в мошенничестве с контрактами, в лучшем случае руководитель средней руки. Проблема здесь гораздо более скучного свойства, и связана она с ведомственной культурой. Агентство экономического развития просто не должно существовать.

Читайте также: Скандал в АНБ и конец подотчетности


Его программа грантов (эти деньги почти полностью направляются на дороги) полностью дублирует гораздо более масштабные и эффективные программы Министерства транспорта. Воткнуть столь мелкое и незначительное подразделение, как Агентство экономического развития, в структуру Министерства торговли, значит напроситься на то, чтобы работа в нем осуществлялась неряшливо и неэффективно. Проблемы налогового управления также никак не связаны с дефицитом или с избытком демократии. Это результат косной, устаревшей и децентрализованной практики закупок. Налоговикам для совершенствования работы не нужны какие-то уникальные технологии: все, что им нужно, это многофункциональное программное обеспечение финансового менеджмента, которым могут и должны пользоваться десятки других ведомств. Но по причине чисто ведомственной инертности у каждого министерства есть свой департамент по заключению контрактов, который заключает сделки самостоятельно, а это ведет к тому, что различные федеральные ведомства платят очень разные цены за однотипные программы (я слышал, что разница иногда составляет более 50 процентов).

Смысл всего этого в том, что очень немногие проблемы, которые оппозиционно настроенные россияне сегодня связывают с «автократией», имеют отношение к политике. Напротив, это весьма далекие от политики вопросы, которые редко решаются эффективно даже при самых либеральных и прозрачных режимах. Причин отчаиваться здесь нет, ибо такая ситуация в большинстве случаев складывается из-за элементарного и всепроникающего равнодушия. Просто это звоночек, призывающий к здравомыслию и к осознанию того, что провести выборы недостаточно для того, чтобы решить проблему серьезного гниения и распада институтов, которая все чаще становится характерной чертой бюрократий во всем мире.