В России на протяжении столетий были мыслители и политики, по мнению которых это государство и народ особые, «избранные», которые нельзя измерить общим аршином. Достаточно, например, ознакомиться с творчеством Федора Достоевского. Если посмотреть на шаги политического режима Путина, то покажется, что подобное мышление вновь набирает популярность.
Плавание против течения
Наблюдая за развитием последних лет, вырисовывается очень интересная картина: в России принято немало законов, кардинально отличающихся от тенденций, характеризующих западные государства. Если в последних с либерализмом зашли уже столь далеко, что подчас это напоминает даже анархию, то в России все шло в противоположном направлении.
Закон о митингах, закон об ограничении содержания интернета, закон об иностранных агентах, закон о криминализации клеветы, закон об измене государству, т.н. закон Димы Яковлева – все это шаги, которые делают России не открытой, а еще более закрытой. В то время, как во все новых государствах узаконивают однополые браки, Россия вводит тюремное заключение или большие штрафы за пропаганду гомосексуализма.
Если на Западе свободная торговля является священной коровой, то Россия пытается защитить свой рынок и производителей, запрещая импорт из Европейского союза свинины и картофеля. И т.д., и т.д.
В Эстонии всегда болезненно относятся к тому, что Россия рассматривает историю ХХ века совершенно иначе, чем мы. Не признает аннексии, оккупации и преступлений НКВД и Красной армии в отношении народа Эстонии.
Недавно в наших СМИ вызвал большой шум вновь появившийся в Государственной думе России законопроект, запрещающий критику деятельности Красной армии и угрожающий за это тюремным заключением. В принципе эта программа является нонсенсом. Нигде еще, кроме как в самой России, не критикуют так деятельность Красной армии и особенно ее руководства в канун и во время войны (почитайте хотя бы книги Виктора Суворова). Очевидно, закон в случае принятия не будет иметь обратной силы, но все же.
Но если мы эту тему разместим в общем контексте, то это все то же: попытка защитить Россию, ее исключительность и историю. Ведь не секрет, что победа во Второй мировой войне для русских, возможно, одна из немногих вещей, которыми они могут гордиться в новейшей истории.
Свое дело каждого государства
Словом – в России пытаются восстановить то, что, по мнению многих, было утрачено в хаотичном процессе перехода к «демократии»: чувство уверенности в себе, гордость и влияние.
Разумеется, сюда входят и внешнеполитические шаги: противостояние США, укрепление вооруженных сил, размахивание кулаком в сторону своих соседей, прежде всего бывших союзных республик.
Политика каждого государства – его дело, во всяком случае, до тех пор, пока ограничиваются подобными вербальными вспышками гнева, как то совершил пару дней назад Маргелов (председатель комитета по международным делам Совета федерации РФ Михаил Маргелов подверг резкой критике прошедший в Эстонии 6 июля слет ветеранов эстонской дивизии СС – прим.перевод.), так как в целом это не угрожает другим государствам или международному сообществу. Думаю и мы не должны особо страдать, когда в России принимают законы, которые не ложатся в русло нормальной логики. Если время покажет, что речь идет о глупых законах, то пострадают от этого сами россияне, и никто иной.
В определенном смысле противодействие Москвы правящим в мире основополагающим тенденциям даже симпатично. За Россией ведь всегда интересно наблюдать и время от времени полезно перечитывать Достоевского.
Перевод: Алексей Архипов.