Британия и другие страны, скорее всего, не смогут увеличивать количество выращиваемых ими продуктов питания, потому что многие ведущие культуры физиологически исчерпали лимиты своей урожайности. Об этом предупреждают известные мировые аналитики по вопросам продовольствия.
«Во Франции, в Германии и в Великобритании – а это ведущие производители пшеницы в Западной Европе – в последние 10 с лишним лет налицо очень незначительный рост урожайности. Другие страны скоро тоже достигнут максимума по урожаям зерновых. Страны с высокоразвитым сельским хозяйством достигли естественных, природных пределов, чего мало кто ожидал», - заявил президент Института Земли Лестер Браун (Lester Brown), в прошлом занимавшийся проблемами растениеводства в американском правительстве.
«Урожаи риса в Японии не увеличиваются вот уже 17 лет. Там и в Южной Корее урожайность стабилизировалась на отметке чуть ниже 50 центнеров с гектара. Урожаи риса в Китае сегодня приближаются к уровню Японии и скоро могут также прекратить рост», - сказал ученый.
После десятилетий постоянного роста урожайности зерновых страны не могут понять значимость такого факта как стабилизация урожая и то, что им будет все труднее накормить дополнительные три миллиарда человек, которые могут появиться к 2050 году, отметил Браун.
Читайте также: ЕС и Китай подписали план сотрудничества в сельском хозяйстве
«С 1950 года урожаи зерна в мире выросли в три раза. Но те дни уже в прошлом. Темпы роста замедлились. С 1950 по 1990 год урожайность зерновых в мире увеличивалась в среднем на 2,2% в год. А потом рост замедлился до 1,3%».
По словам Брауна, который в 1970-е годы помог Индии удвоить ее урожаи, увеличение урожайности зерновых стало ключевым моментом, обеспечившим равновесие между ростом производства продовольствия и ростом численности населения. «Мы уперлись в стеклянную крышу. Стабилизация урожаев пшеницы это вполне реально. Для Европы это не очень большая проблема, а вот в Китае и Индии проблемы будут серьезные. Население Индии увеличивается на 18 миллионов человек в год».
Британские ученые подтверждают аналитические выкладки Брауна. «Это вызывает тревогу. Урожайность сельскохозяйственных культур выравнивается и прекращает увеличиваться во всей Британии, - говорит Стюарт Найт (Stuart Knight), занимающий должность директора по зерновым культурам и агрономии в Национальном институте сельскохозяйственной ботаники и являющийся ведущим автором нового государственного исследования по этой проблеме. – В середине 1990-х никакой тревоги у нас не было, но внезапно на повестку вышел вопрос продовольственной безопасности. Урожаи зерновых в Британии в период с 1950 по 1990 год утроились, но сейчас мы останавливаемся».
Также по теме: Фермеры и глобальное потепление
По словам Найта, Британия в сотрудничестве с другими странами Европы, включая Швецию, займется изучением вопроса о том, почему не увеличивается урожайность. «Урожаи действительно имеют свои физиологические пределы, однако нам кажется, что до этого пока далеко. Нет какой-то одной причины, одного фактора, но мы думаем, что необходимо обновить генетический фонд пшеницы», - отмечает Найт.
Урожайность зависит от количества солнечного света, которое получает растение, от количества получаемой воды, удобрений, а также от семян. Однако, отмечает Браун, традиционные селекционеры довели генетический потенциал до физиологического предела, и теперь у фермеров мало вариантов для повышения роста урожайности.
«Государства не осознают, что мы начинаем упираться в стену, какой является природный лимит урожайности зерновых. Существуют природные ограничения, и обойти их невозможно, если мы не начнем перепроектировать растения. Традиционные селекционеры действительно сделали практически все, что могли», - сказал Браун во время своего визита в Лондон.
Читайте также: Франция - потепление привело к изменениям в сельском хозяйстве
«Урожайность зерна с гектара, как и любой биологический процесс роста, не может увеличиваться бесконечно. У нее есть свои пределы. Когда мы снимаем ограничения по питательным веществам, применяя удобрения, устраняем проблемы с влажностью почвы за счет ирригации, ограничивать урожайность начинают возможности фотосинтеза и местного климата», - объяснил он.
«Сейчас проблемой становится нехватка. У нас реальная нехватка воды, есть проблема эрозии почв, и вдобавок ко всему есть изменения климата. С таким комплексом проблем мы не сталкивались никогда».
Главная надежда на увеличение урожаев в долгосрочной перспективе состоит в том, что ученые добьются крупных успехов в генной модификации. Правительство Британии, Фонд Билла и Мелинды Гейтс, и находящийся на Филиппинах Международный научно-исследовательский институт риса выделили 20 с лишним миллионов долларов на то, чтобы попытаться обеспечить более эффективный фотосинтез риса в целях увеличения его производства. Однако успехов в этом деле пока мало, и больших прорывов в ближайшее время не ожидается.
«Урожай риса вызывает обеспокоенность. Его урожайность надо повышать. Мы надеемся «обогатить» и «зарядить» рис, обеспечив ему более результативный процесс фотосинтеза за счет применения фотосинтеза типа С4, который действует в других растениях, таких как кукуруза. Это может привести к 50-процентному увеличению производства, и при этом растению будет нужно меньше воды и удобрений, - заявила представительница Международного научно-исследовательского института риса в Маниле. – Это долгосрочные и немного фантастические исследования, но они могут основательно изменить урожайность риса в мире».