Сотни тысяч молодых людей в эти дни находятся в поисках нового университета и новой жизни.
Основная деталь, выходящая на первый план в последние годы при выборе университета, это решимость абитуриентов покинуть город, в котором проживают их семьи. Это в некотором смысле выступает в качестве показателя их стремления добиться большей свободы. Несмотря на наличие университета поблизости от домашнего очага, они желают по возможности самостоятельно встать на ноги вдали от него.
Ранее приоритетами абитуриентов были такие крупные города, как Стамбул, Анкара, Измир. При этом сейчас наблюдается настоящее бегство будущих студентов из больших городов, и особенно Стамбул они воспринимают в качестве города мытарств. И дорого, и трудно!..
Итак, сколько университетов в Стамбуле? У нас не осталось ни одного иля, где бы не находился университет. От Хаккяри до Ширнака и Байбурта до Бингеля – повсюду есть университеты. Однако также есть ряд городов, где количество вузов «зашкаливает», что заставляет порой усомниться – есть ли столько университетов в каком-нибудь другом городе мира?
Например, в Стамбуле – девять государственных и 37 спонсируемых негосударственными фондами университетов, всего 46 вузов. И не стоит удивляться, если к концу текущего года их количество превысит 50.
В Анкаре – 18, в Измире – девять университетов, из которых шесть и три соответственно государственные вузы. Таким образом, количество университетов только в трех илях составляет 73. Если к этому добавить Кайсери, Конью, Мерсин, Бурсу, Адану, Анталью, Эскишехир, где находится больше, чем один вуз, то мы увидим, что более половины университетов сосредоточены в десяти крупных городах.
Насколько это справедливо? Например, выдержит ли Стамбул 50 университетов, когда он уже сегодня практически задыхается? И по-прежнему ли студенты предпочитают в первую очередь стамбульские университеты?
Еще около пяти лет назад мы бы, бесспорно, сказали «да». Но теперь происходит отток студентов из Стамбула, которые поступают на желаемые факультеты с более низкими баллами и устремляются в города, где они смогут жить в лучших экономических условиях.
Почему же Стамбул перестал быть привлекательным образовательным центром? Почему изменились предпочтения? Прежде всего, это дорогой город. Выжить в нем при стипендии в 260 лир невозможно, поэтому студенты, как правило, не испытывают ничего, кроме тягот и мучений. Между тем, где-нибудь в Анатолии этих денег может быть достаточно для вполне комфортного существования.
Каждый новый негосударственный университет фактически обедняет государственные и бывшие негосударственные вузы. Поэтому преподавательский состав многих анатолийских университетов превзошел по своему качеству кадры в стамбульских университетах.
Большую часть своего времени и денежных средств студенты тратят на проезд в общественном транспорте. Кроме того, стамбульские университеты во многом уступают анатолийским по оказанию немаловажных для приезжих студентов услуг.
Работодателям теперь хорошо известно, что практически во всех университетах снижается качество образования, и поэтому при трудоустройстве внимание обращается не столько на диплом, сколько на компетенции выпускника.
Если студент проходит обучение где-нибудь в Анатолии, то в силу отсутствия необходимости в больших непродуктивных затратах времени количество его внеурочных часов выше, и он может их посвятить самообразованию и найти в виртуальной среде гораздо больше, чем после занятий в университете. Это может, например, способствовать углубленному изучению иностранного языка при возможности виртуального присутствия на занятиях лучших университетов мира посредством интернета.
Конечно, в числе основных причин бегства – дорогостоящее проживание в Стамбуле, высокая плата за обучение в коммерческих вузах, отсутствие интереса к студенту и возможности эффективно организовать время вне занятий.
В течение 12 лет мы ведем репортажи в различных университетах страны, которые затем находят отражение в еженедельной программе «Молодой взгляд», и перед каждой ее трансляцией мы проводим анкетирование. В результатах опросов наблюдается следующая тенденция: в крупных городах, особенно в Стамбуле, в качестве особо острых проблем респонденты называют транспорт, проживание, дороговизну жизни. Немаловажен для учащихся и взгляд университетов на них. Есть вузы, воспринимающие студента как «источник дохода» и подавляющие стремление молодых людей к знаниям, но есть и другие, которые действительно относятся к ним с родительским сочувствием. И даже один только этот фактор может подтолкнуть студента бросить обучение на полпути.
Если при выборе университета абитуриенты обращают внимание только на баллы или престиж, то, потеряв годы и понеся существенные расходы, они могут найти наиболее подходящий университет. Выражаем надежду, что эта статья в некоторой мере поможет молодым людям учесть жизненно важные детали в начале самостоятельного пути.