8 июля в Вашингтоне около 150 европейских и американских переговорщиков начали работу над соглашением о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (Trans-AtlanticTradeandInvestmentPartnership, TTIP). Как отмечают наблюдатели, переговорный процесс начался не в самой благоприятной обстановке, и причиной тому явился тот факт, что незадолго до старта переговорного процесса стало открыто известно о слежке американского Агентства Национальной Безопасности за европейскими чиновниками. В свете скандала президент Франции Олланд предложил приостановить переговоры о TTIP до тех пор, пока США не ответят на обвинения в шпионаже. Эта идея, как замечают эксперты, по всей видимости, не нашла развития. Однако опасения относительно того, что переговоры по одному из крупнейших торговых соглашений за последние десятилетия могут сорваться по причине недоверия или разногласий, все же были озвучены.
Совокупный валовой внутренний продукт США и ЕС составляет около 30 трлн. долларов в год – почти половина от общемирового. Более свободный обмен товарами между ними может увеличить мировой ВВП на 0,6% в год или больше, если учитывать опосредованное воздействие сделки на объемы производства. Влияние будет еще более значительным, если соглашение о TTIP подстегнет многосторонние усилия по преодолению торговых барьеров.
Заманчивым и чрезвычайно интересным было бы заключение всеобъемлющего соглашения, в котором были бы учтены нетарифные барьеры (НТБ). Дело в том, что послевоенная торговая либерализация была, прежде всего, направлена на снижение тарифов. Торговля между США и Европой уже сейчас характеризуется низкими тарифами, и, как считают аналитики, дополнительное сокращение сборов не окажет никакого негативного влияния, но при этом следует иметь в виду, что одним главных факторов, препятствующих динамичному развитию торговли составляют НТБ.
К этим нетарифным ограничениям которые очень любят политики, относятся и такие прямые дискриминационные меры, как импортные квоты или правила правительственных закупок «покупай американское» (“Buy American”). Кроме того, в этом списке и основные регулятивные нормы. Например, в Европе и Америке действуют совершенно различные правила лицензирования медицинских препаратов, что создает огромные трудности в торговле между США и Европой. Такой же негативный эффект вносят такие факторы, как наличие разных стандартов безопасности потребительских товаров или отличие в процедурах инспекции. Именно поэтому эксперты уверены в том, что Единые стандарты или же взаимное признание регулятивных норм и правил способны резко повысить динамику экономического роста.
Эксперты лондонского Центра Исследований Экономической Политики (TheCentreforEconomicPolicyResearch, CEPR) полагают, что существующие НТБ намного обременительнее самих тарифов. Например, тариф на ввоз продуктов химической промышленности в США составляет 1,2%, при этом нетарифные затраты «съедают» целых 19,1%. Эти же затраты на ввоз американских автомобилей в Европу составляют 25,5% – сверх основного 8-процентного тарифа.
Конечно, амбициозная торговая сделка обеспечила бы большие преимущества для каждой из сторон переговорного процесса. По прогнозам CEPR, заключение соглашения, в результате которого можно было освободиться от всех действующих сегодня тарифов и сократить НТБ на 25%, позволило бы дать импульс роста ВВП Евросоюза примерно на 0,9%, а США – на 0,8%. Ежегодный объем экспорта для каждой стороны мог бы вырасти почти на 2% ВВП. Аналитики считают, что даже и менее амбициозное соглашение, где некоторые тарифы остались бы в том виде, как они действуют, но были бы сокращены расходы на НТБ на 10%, также позволила добиться определенного роста. При этом, эксперты считают, что выгода от договора, где будет отражено исключительно сокращение тарифов, составит менее одной пятой от того, что может дать всеобъемлющее соглашение.
Однако Economist считает, что в нынешних условиях подписать широкий всеобъемлющий Документ будет очень непросто. У обеих сторон в наличии больные темы, которые хорошо известны всем. Европейцев не устраивают американские методы ведения сельского хозяйства, например, применение генетически модифицированных продуктов. Американцы продолжают настаивать на исключениях для внутренних перевозчиков и транспортных фирм. Недавние разоблачения американской шпионской деятельности могут осложнить переговоры о стандартах по защите информации.
Политические лидеры постарались очертить рамки переговоров как можно шире, оставляя максимум возможностей для компромисса и консенсуса. Однако эта стратегия уже дает сбои. Франция отказывалась поддерживать американских переговорщиков, пока не получила гарантий охраны своей «культурной самобытности», то есть льгот для французской киноиндустрии. Как замечают британцы, позиция французов не вызвала ничего кроме насмешек со стороны обычно благожелательных членов ЕС и сдержанной реакция американских чиновников и лоббистов.
Первый раунд дискуссий в Вашингтоне будет посвящен выработке плана действий, который повысил бы шансы на заключение всеобъемлющего Договора. На первом этапе переговоров будут обсуждаться такие вопросы, как последовательность тем и регулярность встреч. А такие ключевые темы, как обсуждение тарифов начнется только в конце этого года, - лишь после того, как Америка завершит изучение и анализ последствий всех пунктов соглашения. Поэтому, как справедливо считают эксперты, настоящие споры и дискуссии, скорее всего, начнутся не раньше осени.
Цель сторон - к ноябрю 2014 г. выработать Документ. Однако, учитывая, что предмет спора между американскими и европейскими регуляторами состоит из тысяч деталей технического плана, переговоры по соглашению могут продлиться до 2015 года включительно, полагает Economist. Британские эксперты верно отмечают, что сейчас для сторон чрезвычайно важно сохранить темпы переговорного процесса. Практика и история показывают, что затягивание торговых переговоров редко дает положительные результаты и приводит к успеху. Новый Договор обещает огромные выгоды. И теперь, как считают аналитики, все в руках переговорщиков.
В любом случае и США и странам Евросоюза нужно искать новые стимулы экономического роста. В условиях непомерного долгового бремени и падения уровня жизни в Великобритании и ряде других европейских стран на карту поставлено место Старого света в новом геополитическом раскладе XXI века.