Ближневосточные христиане переживают один из важнейших моментов в своей истории, утверждают религиозные и политические лидеры, встретившиеся в Лондоне на прошлой неделе.
Смена режима в Египте и в Иране и межрелигиозные конфликты в Сирии, в Ливане и в Ираке дают христианскому меньшинству возможность высказываться в открытую, а международным структурам - отстаивать его интересы.
Преподобный Эндрю Уайт (Andrew White), пастор англиканской церкви в Багдаде, говорил о «чудовищных страданиях» иракской христианской общины. По его словам, за последние 10 лет – с тех пор, как был свергнут Саддам Хусейн, - были убиты 1026 его прихожан. Однажды за день погибли 58 человек.
Уайт утверждает, что за последнее десятилетия христианское население Ирака сократилось с 1,5 миллиона до примерно 200 000 человек.
Епископ Ангелос, возглавляющий Коптскую церковь в Британии, назвал вторую смену режима в Египте за два года признаком того, что египтяне начинают воспринимать себя как египтян, а не членов той или иной религиозной общины.
Читайте также: Ватикан - христианский мир подвергается насилию
«До последнего времени трудно было себе представить, что египетские флаги будут развеваться на митингах. Люди не чувствовали себя частью единого национального государства, поэтому апеллировали к религии – христианству или исламу».
По словам епископа, один из лидеров «Братьев-мусульман» как-то раз сказал, что индонезийский мусульманин ему ближе, чем христианин-копт, и сослался на концепцию нации ислама – уммы.
Епископ добавил, что склонявшееся к исламизму правительство бывшего президента Мухаммеда Мурси (Mohammed Morsi) подчеркивало различия между религиозными общинами вместо того, чтобы объединять народ.
«Мы смотрели на события двухлетней давности как на переломный момент, но… восторжествовал подход “разделяй и властвуй”. Власть старалась мешать общинам сближаться и внушала им, что они не могут доверять друг другу».
«Им было нельзя объединять народ, чтобы не получить то, что происходит сейчас в Каире и что раньше было невозможно. Прекрасно, что сейчас мы можем снести часть барьеров и объединить народ во имя общего дела».
Также по теме: Незавидная участь сирийских христиан
Свобода вероисповедания
Комментируя свержение власти «Братьев-мусульман» в Египте и положение христиан в Иране, преподобный Майкл Назир-Али (Michael Nazir-Ali), епископ на покое, подчеркнул свою неуверенность в том, что исламское государство может обеспечить своим гражданам свободу вероисповедания.
«Видные церковные деятели не раз говорили при мне, что настоящее исламское государство будет гарантировать свободы немусульман. Позволю себе с этим не согласиться. Мне не известно ни одного исторического примера, который мог бы доказать, что такое когда-либо происходило», - заявил он.
По мнению епископа, странам Ближнего Востока следует учесть опыт Египта и не ограничиваться самой по себе идеей демократии.
«Демократии не достаточно, - подчеркнул он. – Она может просто означать соответствие чувствам большинства. В египетском контексте вопрос не столько в том, чтобы к власти приходили с помощью избирательной урны, сколько в том, чтобы ее были готовы отдать по воле избирателей. Это вторая важная сторона демократии».
Свобода вероисповедания – не просто западный идеал, заявил первый глава канадского Бюро по свободе вероисповедания Эндрю Беннетт (Andrew Bennett).
Читайте также: Египет - достаточно ложного предлога для атаки на христиан
«Мы должны выступать в защиту свободы вероисповедания во всех случаях. Особенно важно сейчас защищать ближневосточных христиан, сталкивающихся с тяжкими преследованиями, - сказал он. – Этот основополагающий принцип не специфичен только для нашей культуры. Он - не исключительное свойство западных демократий, а универсальное правило, обеспечивающее человеческое достоинство».
Живущий в Лондоне турецкий ученый и писатель Зия Мерал (Ziya Meral) считает, что идея свободы вероисповедания «ущербна» и нуждается в переосмыслении.
Мерал добавил, что он доволен тем, что в последние пять лет СМИ стали больше говорить о свободе вероисповедания.
Однако, на его взгляд, слово «свобода» часто понимается как свобода от ответственности перед обществом.
По мнению Мерала, нам нужен «новый язык», в котором свобода вероисповедания будет означать, что все мы должны одинаково уважать разные веры.