Согласно официальной пропаганде, Российская Федерация – «многоконфессиональное и многонациональное» государство, а не национальное государство этнических русских. В реальности этнические русские составляют 80% ее населения, а остаток состоит из множества разных народов, обычно – но не всегда – исповедующих ислам.
За последнее десятилетие межнациональные отношения в стране стали особенно напряженными. Огромное количество иммигрантов из Средней Азии едет в Россию, в которой больше работы и выше зарплаты, чем в их республиках. Этот наплыв нервирует большинство, и в результате многие начинают положительно относиться к таким пугающим лозунгам, как «Россия для русских». Власти не слишком усердно защищают уязвимые меньшинства от рассерженного и испуганного большинства. Историй о дурном обращении с «гастарбайтерами» в России можно найти сколько угодно.
Однако – и это важно – государство в основном говорит правильные вещи об отношении к меньшинствам. Версия национализма, которую проповедуют Путин и Кремль, – это объединяющий российский национализм, а не этнически окрашенный русский национализм, которого придерживаются местные националистические силы. Сильно упрощая, можно сказать, что россиянином может быть любой (даже если этнически он, например, чеченец, тувинец или еврей), в то время как русский – это тот, чьи родители были этнически русскими. Государство иногда заигрывает с националистами, но в целом его политика ориентирована на объединяющую внеэтническую «российскую» концепцию (из-за чего националисты все хуже относятся к Кремлю).
Это необходимо учитывать, чтобы понять беспорядки на расовой почве, которые начались в этом месяце в маленьком городе Пугачеве. Радио Свобода» описывает ситуацию так:
Читайте также: Возмездие, коррупция или и то и другое в деле о взяточничестве российского мэра
«В расположенном на юге России городе Пугачеве, где несколько дней назад бывший десантник был зарезан подростком-чеченцем, сохраняется напряженность. Убийство произошло в ночь с 6 на 7 июля, и с тех пор местные жители то и дело устраивают митинги с призывами изгнать из города этнических чеченцев, не имеющих постоянной работы и регистрации…
Проблемы начались с того, что поздно ночью в городе был убит 20-летний Руслан Маржанов— недавно демобилизованный десантник, наполовину татарин, наполовину русский. Полиция арестовала 16-летнего этнического чеченца, который, как утверждается, признался в убийстве. По некоторым сведениям, оба они были пьяны и поспорили из-за женщины.
8 июля, после похорон Маржанова, несколько сотен местных жителей направилось в квартал, населенный преимущественно чеченцами, за чем последовала массовая уличная драка».
То есть, фактически, два пьяных идиота поссорились из-за женщины, один из них ударил другого ножом - и убил. К несчастью, подобные вещи постоянно происходят в России (по сравнению с Соединенными Штатами, убийства здесь случаются более чем в два раза чаще), и значимой новостью это стало только благодаря целенаправленным и циничным усилиям русских националистов. Если бы каждая пьяная поножовщина вызывала в России серьезные общественные беспорядки, жизнь в стране бы просто остановилась.
Тут в дело вступил Координационный совет российской оппозиции – своего рода клиринговая интернет-палата для антикремлевских и антипутинских активистов вроде Алексея Навального и Ильи Яшина. Его реакция на инцидент в Пугачеве выглядела интересно. Он не стал призывать к миру или заявлять что-нибудь банальное вроде: «Не пейте так много и не режьте друг друга». Вместо этого несколько лидеров оппозиции, включая Навального, подписали следующую декларацию:
Также по теме: Россия отдает под суд блогера и оппозиционера Алексея Навального
«В указанных событиях прослеживается типичный сценарий начала межэтнического столкновения на территории России:
1) конфликт представителей местного населения с выходцами из других регионов РФ (чаще всего - с Северного Кавказа);
2) слабая реакция представителей местной власти, которые сначала последовательно пытаются «успокаивать» ситуацию, реально не делая при этом ничего для решения по существу той проблемы, которая спровоцировала конфликт;
3) попытка подавления народного возмущения, вызываемого неспособностью местной власти эффективно погасить конфликт, а также неоправданное использование силовых методов приводит к дальнейшей эскалации напряженности.
Только когда скандал приобретает уровень значимого информационного повода в СМИ, местные власти начинают пытаться предпринимать попытки найти виновных.
Этот сценарий свидетельствует о принципиально ошибочной политике, прежде всего, федеральных властей, в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений.
Попытка приравнять к «экстремизму» законный протест коренных жителей против демонстративно вызывающего поведения выходцев из других регионов, которое грубо противоречит местным традициям и моральным нормам, а также упрямое желание со стороны властей сводить происходящее к «бытовым» причинам, напоминает позицию страуса. Ситуация переходит в политическую плоскость, поскольку основная проблема политики российских властей заключается в нежелании обеспечивать право граждан на эффективную самооборону, а такое право, конечно, предполагает высокий уровень гражданского самосознания, что вовсе не выгодно властям. Именно поэтому многие граждане не считают необходимым дожидаться реакции правоохранительных органов, а предпочитают действовать самостоятельно.
Читайте также: Как Сурков кормил оппозицию деньгами Путина
До тех пор, пока эта проблема не будет осознана и честно, публично озвучена на самом высоком уровне — ситуация не поменяется, и такие эпизоды, как Кондопога, Сагра, волнения на Манежной в Москве, Демьяново, Пугачев и т.д., будут повторяться снова и снова.
Координационный Совет российской оппозиции требует решительной и эффективной реакции со стороны полиции и следствия на подобные проявления дестабилизации криминальной обстановки по всей России, происходящие на межэтнической почве. Такие события обязательно должны становиться предметом публичного и гласного расследования. И, что самое главное, власть не должна пытаться отыгрываться на пострадавших – и подвергать репрессиям протестующих, которыми зачастую являются представители совершенно различных национальностей, объединившиеся против немотивированной внешней агрессии.
Призываем граждан России проявить солидарность с жителями города Пугачев.
Проект заявления выносится при поддержке следующих членов КСО: Владимир Тор, Илья Константинов, Константин Крылов, Владислав Наганов, Алексей Навальный».
Омерзительно. Получается, что Алексей Навальный, обожаемый всеми «либерал», смотрит на беспорядки на расовой почве и, фактически, говорит: «А знаете, эти ребята во многом правы». То, что произошло в Пугачеве, не имело отношения ни к каким высоким материям. Это была грубая и жестокая попытка коллективно наказать чеченцев за сам факт того, что они чеченцы. Следует отметить, что – вразрез со смехотворным утверждениями КСО - волнения в Пугачеве были вызваны не «внешней агрессией» и не неким поведением, «грубо противоречащим местным традициям и моральным нормам», а поступком одного 16-летнего чеченца, который - в полном соответствии с вековой российской традицией - напился и полез в драку.
Также по теме: Владимир Путин боится Алексея Навального
Навального часто называют «либеральным националистом» и считают человеком, способным одной силой своей личности объединить различные направления антипутинской мысли. Однако на примере приведенного мной документа мы видим насколько противоречат друг другу эти импульсы. Это заявление можно охарактеризовать по-разному – например, его так и хочется назвать «глупым» или «нелепым», - но оно явно не «либеральное» в любом нормальном понимании этого слова. Мало того, оно предполагает, что Координационный совет оппозиции требует от Кремля более - а не менее - репрессивного отношения к национальным меньшинствам. Это просто поразительно, если учесть, как скверно власти обычно с ними обращаются.
Разумеется, Навальный по-прежнему останется популярным на Западе, благодаря своему демонстративному презрению и ненависти к Путину. Однако нужно не забывать, что его национализм, на который обычно предпочитают не обращать внимания, ни в коей мере не «либерален», а абсолютно регрессивен и реакционен. КСО, как и Навальный, не исповедует никакой последовательной политической философии, помимо общей нелюбви к властям. Они полностью в своем праве, но нам следует воспринимать этот цинизм таким, какой он есть, и не обманывать себя.