Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После вмешательства Путина медведевская реформа останется очередным бессмысленным клочком бумаги. Президент заработает очередные очки у народа, а академики откупорят «игристое» и подпишут себе путевки в сочинские санатории. В то же самое время очередные российские молодые гении, которых в этой стране хватает, встанут в очередь за визой США.

Дмитрию Медведеву хотелось бы, чтобы Российская академия наук превратилась из склеротического центрального комитета российской науки в локомотив развития страны. Однако попытки произвести революцию вылились в очередной виток конфликта между премьером и президентом.  Предложенная реформа вызвала бурю возмущения в среде академиков, которые в лучших российских традициях обратились за помощью к «доброму царю» - Владимиру Путину, а тот (все на это указывает) убрал из правительственного проекта положения, которые могли бы привести к реальным переменам. Академия наук была гордостью Советского Союза и любимым детищем очередных генсеков, которые баловали ее деньгами, наградами и заграничными командировками. Ее слава и сила рухнули вместе с распадом советской державы и до сих пор не обрели прежнего блеска. И хотя при Путине финансирование РАН увеличилось в несколько раз, особыми научными достижениями (составляющими, по сути, смысл ее существования) похвастаться академия не может.

Золотые мозги

Каждый, кто хоть раз бывал на организованных РАН конференциях или встречался с ее сотрудниками, уже давно мог задуматься о том, что «золотым мозгам» (это название взялось от характерной формы здания президиума Академии наук) нужен серьезный ремонт. По бесконечным коридорам «суперминистерства науки» снуют сгорбленные под тяжестью произведенной ими научной макулатуры профессора в протертых турецких костюмах. Достаточно послушать доклады или принять участие в дискуссиях, чтобы заметить, что «локомотив российской науки» давно сошел с рельсов, которые ведут к какой-либо осмысленной цели.

РАН - это молох, на которого работают 95 тысяч человек. Однако важен не только масштаб, но и работоспособность, а академия - это одна из тех структур, которые после распада СССР практически не менялись. О качестве управления и эффективности использования средств свидетельствует, например, факт, что одна пятая расходов РАН идет на поддержание администрации. Отношения между молодыми учеными и заслуженными академиками напоминают армейскую дедовщину, а гранты, награды и стипендии распределяются по принципам, памятным по фильму «Защитные цвета» Кшиштофа Занусси (Krzysztof Zanussi), который, кстати, пользуется в России большой популярностью.

Первая очередь

В сложившейся ситуации обеспокоенный будущим российской науки и увлеченный инновациями премьер Медведев решил при помощи министра Дмитрия Ливанова рвануть академические вожжи и расчистить научные «авгиевы конюшни». Медведевский проект предполагал, что деятельность РАН будет контролировать специальное федеральное агентство, а назначением директоров институтов займется президентский Совет по науке. Академия должна была получить право давать правительству «рекомендации» относительно размера и направлений расходов на исследования, обязуясь при этом подавать регулярные «отчеты» о состоянии и перспективах каждой из отраслей российской науки.

Предложения правительства, направленные на ликвидацию научного государства в государстве, вызвали волну протестов: академики демонстративно покинули Общественный совет при Министерстве образования и науки, сотрудники РАН организовали у здания Думы символические похороны российской науки, а директор академии и его сослуживцы выстроились в очередь у президентского кабинета с жалобами на министра.  

И вторая


Если опустить научный аспект, существует еще одна, более приземленная сторона реформы РАН. Согласно проекту правительства, управление имуществом и активами планировалось отделить от научной деятельности и передать новой федеральной структуре. Ведь академия - это настоящий латифундист: в ее собственности находится немало привлекательных объектов недвижимости и 260 гектаров земли (в среднем - по два гектара на академика или площадь десяти французских столиц). Это, конечно, лакомый кусок для федеральных чиновников, а, по какому сценарию развивалась бы такая «реструктуризация», можно судить по результатам управления недвижимостью, принадлежавшей армии. Вполне вероятно, что после вмешательства Путина медведевская реформа останется очередным бессмысленным клочком бумаги. Президент заработает очередные очки у народа, премьер закусит от бессилья губу, а академики откупорят «игристое» и подпишут себе путевки в сочинские санатории. В то же самое время очередные российские молодые гении, которых в этой стране хватает, соберут чемоданы и встанут в очередь за визой у консульского отдела США на Новинском бульваре.