Состоится ли запланированная на осень московская встреча президентов США и России Барака Обамы и Владимира Путина?
В условиях, когда Вашингтон и Москва зашли в тупик в связи с ситуацией вокруг бывшего подрядчика американских спецслужб Эдварда Сноудена, Белый дом начал посылать неопределенные сигналы.
Согласно ранее обнародованному графику президента, в сентябре Обама приедет в Санкт-Петербург на экономический саммит «Большой двадцатки», а также сделает остановку в Москве для переговоров один на один с Путиным.
Но теперь, когда Сноуден ищет в России временное политическое убежище – против чего решительно выступают США, – накануне Белый дом сделал довольно расплывчатое заявление о маршруте президента.
«Президент намерен посетить Россию в сентябре для участия в саммите “Большой двадцатки”, и мне больше нечего сообщить об этой поездке», – сказал представитель Белого дома Джей Карни.
Отвечая на вопрос, означает ли это, что Обама не поедет в Москву, Карни отметил, что ему нечего добавить «к предыдущим объявлениям о президентской поездке» и, кажется, старательно избегал любого упоминания о российской столице.
«Вы не выделяете Москву как отдельную часть визита?» – спросил один из журналистов.
«Я просто говорю, что президент намерен посетить Россию. Там будет проводиться саммит “Большой двадцатки”…», – начал отвечать Карни.
«Но это не в Москве», – перебил его журналист.
«Повторяю, мне нечего добавить к нашим предыдущим объявлениям», – вновь повторил Карни.
«Вы специально говорите столь расплывчато?» – не отступал репортер.
«Мне нечего добавить», – ответил пресс-секретарь.
В среду на брифинге Карни вновь повторил озвученную ранее позицию и не уточнил, какие именно города в России собирается посетить Барак Обама.
Сноуден находится в транзитной зоне московского аэропорта «Шереметьево» с тех пор как прибыл туда рейсом из Гонконга 23 июня. Неопределенность его статуса повысила градус напряженности и без того непростых отношений между Обамой и Путиным, учитывая их разногласия по ряду вопросов международной политики, включая гражданскую войну в Сирии.
В понедельник Путин назвал прибытие Сноудена нежеланным подарком, навязанным России Соединенными Штатами. По его словам, Сноуден рассматривал Москву исключительно в качестве транзитной точки при перелете в другую страну, но США запугали другие государства, и те отказались принимать его, так что он, фактически, оказался заблокированным в Москве.
Во вторник Сноуден подал прошение о предоставлении временного убежища, заявив, что он подвергается преследованиям со стороны правительства США, где ему грозят пытки или смерть.
В США бывшему подрядчику правительства предъявлены обвинения в шпионаже в связи с раскрытием деталей секретных программ отслеживания интернет-активности и данных телефонных переговоров.
Карни вновь озвучил требования Вашингтона по Сноудену.
«Мы всегда были заинтересованы в его высылке из России и возвращении в Соединенные Штаты», – заявил пресс-секретарь Белого дома.
Экспертные оценки
Клиффорд Мэй, президент вашингтонского Фонда в защиту демократий (Clifford May, Foundation for Defense of Democracies), считает поведение Сноудена «лицемерным».
«Объявив себя противником секретности правительства, попросить затем политическое убежище в квазиполицейском государстве, которым управляет бывший сотрудник КГБ – это поразительно, – заявил Мэй. - Администрация Барака Обамы предприняла серьезную попытку "перезагрузить" отношения США и России. Если Сноуден получит политическое убежище в России, настанет время признать, что эти попытки провалились».
Кори Велт, заместитель директора Института изучения Европы, России и Евразии в Университете Джорджа Вашингтона (Cory Welt, Institute for European, Russian and Eurasian Studies), считает, что в принятии внешнеполитических решений не стоит воедино сводить все негативные инциденты, связанные с Россией.
«Если Москва предоставит Сноудену политическое убежище, США должны отреагировать как в случае с любой другой страной – союзной или нет – которая поступила бы похожим образом. Это явно не является причиной для серьезного разрыва отношений. Что касается высказывания сенатора Линдзи Грэма, то никто всерьез не считает, что это желательный или возможный ответ».
По словам эксперта, ожидаемый вердикт в деле Алексея Навального «является гораздо более серьезным для российско-американских отношений. Будет очень сложно проигнорировать этот приговор – особенно если Навального приговорят к к тюремному заключению, без каких либо доказательств, представленных в суде».