Дюссельдорф - Даже в сравнении с Германией заработная плата депутатов Европарламента является высокой. Брутто парламентарии кладут себе карман не менее 7956 евро в месяц. Но особенно значительной представляется оплата их труда на фоне доходов в менее богатых странах Евросоюза. Обычный человек в Болгарии должен в среднем проработать 23 месяца для того, чтобы получить столько же денег, сколько получает в месяц брутто депутат Европарламента от его страны. Даже президент Болгарии зарабатывает вполовину меньше, чем представляющий эту страну европарламентарий.
Конечно, стоимость жизни в Страсбурге и в Брюсселе намного выше, чем в Болгарии. Однако для сглаживания ценовых различий депутаты Европарламента получают различного рода надбавки: они включают в себя компенсацию расходов на дорогу, общее возмещение затрат вплоть до выплаты суточных, а также оплату проживания, питания и других расходов, произведенных в официальные рабочие дни. Если парламентарий воспользуется всеми своими преимуществами, то он может получить в месяц до 17888 евро. Тем не менее, депутаты Европарламента не входят в число наиболее высокооплачиваемых людей в Европе: их доходы составляют 38,5% от жалованья судьи Европейского суда.
Привилегий у чиновников Евросоюза по некоторым позициям существенно больше, чем у депутатов. Однако из-за долгового кризиса и принятого строгого курса экономии они стали испытывать давление. Во время переговоров относительно финансового плана бюджета Евросоюза до 2020 года, прежде всего, британский премьер-министр Дэвид Кэмерон настаивал на сокращении доходов чиновников Евросоюза. В начале июля Европарламент, наконец, одобрил реформу персонального устава сотрудников Евросоюза. Согласно ее положениям, еврочиновники, например, в этом и в следующем году не могут рассчитывать на повышение своей заработной платы. Вновь принимаемые на работу сотрудники Евросоюза теперь должны будут трудиться не до 63 лет, а до 67 лет, а уже работающие чиновники – до 65 лет. Продолжительность их рабочей недели увеличивается с 37 часов до 40 часов. Но многие считают, что этого недостаточно.
«Работа чиновников Евросоюза и после изменения устава продолжает оставаться самой высокооплачиваемой в Европе, - подчеркивает глава Союза налогоплательщиков Райнер Хольцнагель (Rainer Holznagel). Незатронутым осталось бесчисленное количество привилегий, в том числе значительные и не облагаемые налогом надбавки. И теперь их получение даже гарантировано на 10 лет вперед. Многие чиновники в Германии, например, должны работать 42 часа в неделю и могут выйти на пенсию только в 67 лет. «Чиновники Евросоюза, с точки зрения Союза налогоплательщиков, продолжают оставаться необоснованно привилегированными в неподходящее для этого время», - отмечает Хольцнагель. Большое различие между средней заработной платой обычного жителя Болгарии и доходами депутата Европарламента от этой страны свидетельствует о наличии фундаментальной проблемы: как и в случае с евро, все страны Евросоюза должны проводить одинаковую политику, хотя существующие в них условия весьма различны. Евросоюз следующим образом решил проблему с заработной платой: его институты ориентируются на самые высокие оклады на национальном уровне и еще, как правило, предусматриваются надбавки.
Заработная плата чиновников Евросоюза составляет от 2654 евро до брутто оклада вместе с доплатами в сумме 22800 евро. К высоким окладам добавляются значительные привилегии, в том числе бесплатный проезд на родину и дополнительный отпуск. Кроме того, чиновники Евросоюза платят меньше налогов, чем их коллеги в странах-членах Евросоюза. Вместо национальных налогов они должны платить существенно более низкие налоги сообщества, поступающие в бюджет Евросоюза. В результате чиновник Евросоюза, несмотря на более высокий оклад, платит меньше налогов, чем сравнимый с ним коллега из страны, являющейся членом Евросоюза.
Депутат Европарламента от партии ХДС Ингеборг Грессле (Ingeborg Graessle) разочарована реформой устава чиновников. «В целом эта реформа оказалась недостаточной», - считает она. Нынешний статут будет действовать до 2023 года. «Послание таково: все должно оставаться, как есть. Чиновникам ЕС, которые до 2004 года уже находились на службе в структурах Евросоюза, вновь удалось переложить необходимость принятия реформ на следующие поколения своих коллег», - подчеркивает Грессле.
Особое раздражение, по ее мнению, вызывает «непрозрачность при принятии этого закона». Голосование по нему было проведено на день раньше намеченного срока, тогда как накануне состоялось заседания фракции. И в результате депутаты вынуждены были голосовать по вопросу об изменении устава без пленарных дебатов и обсуждения во фракции. «От самой процедуры принятия закона просто волосы встают дыбом», - заключает Грессле.
Для этого депутата из Баден-Вюртемберга устав сотрудников Евросоюза и после внесенных в него изменений остается каталогом по оказанию услуг одними привилегированными лицами в отношении других привилегированных лиц». Многие правила были приняты еще в то время, когда работа за границей с использованием иностранного языка считалась чем-то особенным. Грессле считает, что нужно, к примеру, пересмотреть многочисленные дополнительные оплачиваемые дни отпуска, которые получают чиновники Евросоюза.
По мнению профсоюза служащих Евросоюза, одобренные сокращения, наоборот, заходят слишком далеко. Профсоюзные работники ЕС в прошлом месяце несколько раз призывали к проведению забастовки. «Сегодня положение уже таково, что соискатели из Германии, Франции или Скандинавии отказываются от работы в Евросоюзе, так как условия представляются им непривлекательными», - говорит Гюнтер Лоренц (Guenther Lorenz), генеральный секретарь профсоюза Евросоюза Union-Syndicale. «Подобная ситуация будет только усугубляться», - заключает он. Такие страны как Германия, Великобритания, а также скандинавские государства и без того в меньшем количестве представлены в структурах Евросоюза. Из-за ухудшения условий для чиновников Евросоюза этот тренд будет только усиливаться, считает Лоренц.
Депутат Европарламента Грессле не разделяет этого мнения. В первую очередь наиболее высокооплачиваемые категории чиновников, по ее мнению, не могут жаловаться. «Всегда есть достаточное количество льгот и привилегий», - считает она. Например, не облагаемые налогами надбавки за работу за границей остались нетронутыми. А проведенные сокращения, по мнению Грессле, очень по-разному затронули чиновников в Брюсселе и в Страсбурге: вся нагрузка была переложена на тех чиновников, которые пришли на службу после 2004 года и будут приняты на работу после 2014 года.
В целом, как считает Грессле, Евросоюз вполне выдерживает сравнение с другими международными организациями. «Кроме того, нам не нужны такие люди, которые приходят только потому, что хотят здесь много заработать – нам нужны такие сотрудники, которые воодушевлены идеей Европы и намерены внести свой вклад в формирование ее будущего», - подчеркивает депутат Европарламента.