Нью-Дели – Восемь молодых женщин, одетых в красные туники и черные шарфы, продвигаются по узкому переулку в трущобе Мадийяв города Лакхнау на севере Индии, а молодые люди стараются как можно быстрее уйти с их пути, чтобы не попадаться им на глаза.
Девушки доходят до дома на углу этого переулка: две из них заходят в него и выводят оттуда молодого человека. 17-летняя Преети Верма (Preeti Verma) держит его за шею и толкает вперед к остальным девушкам, которые затем его избивают. Ни один из свидетелей этой сцены не вмешивается.
«Он преследовал одну из девушек, живущую в Мадийяв, - объяснила 25-летняя Уша Вишвакарма (Usha Vishvakarma), глава этой группы добровольцев, называющей себя Красной бригадой. – Мы дважды его предупредили, мы пожаловались на его поведение его родителям, но он не остановился».
По словам Вишвакармы, то, что в 2011 году начиналось как небольшая группа поддержки для жертв сексуального насилия, приобрело новый статус после группового изнасилования и убийства 23-летней студентки Джиоти Сингх (Jyoti Singh), произошедшего в Нью-Дели в декабре 2012 года.
Это преступление имело огромный резонанс и вызвало по всей стране массовые выступления, участники которых считают изнасилования главной проблемой общества, игнорируемой властями. Этот вопрос встал еще более остро после нескольких еще более жестоких преступлений, совершенных в 2013 году, в том числе после группового изнасилования американской гражданки, произошедшего в июне.
Эти нападения вызвали массу споров по поводу жестокого обращения с женщинами – эту проблему, глубоко укоренившуюся в индийском обществе, прежде крайне редко обсуждали публично, и ей до сих не уделяется практически никакого внимания в индийских судах.
В Лакхнау, столице крупнейшего индийского штата Уттар Прадеш, появление Красной бригады, по словам Вишвакармы, стало реакцией на отсутствие действий в отношении преступников со стороны правоохранительных органов. Для борьбы с подобными преступлениями в другом районе Индии была создана Гулаби или Группа розового сари.
Хотя члены Красной бригады в первую очередь занимаются борьбой с сексуальным насилием в своей деревне, они также встречаются с девушками из соседних деревень в надежде, что те продолжат их дело. В настоящий момент Красная бригада, действующая в Лакхнау, насчитывает более 100 членов в возрасте от 11 до 25 лет.
«После группового изнасилования и убийства Джиоти Сингх, многие девушки здесь сильно испугались, - говорит Вишвакарма. – Многие из них пришли к нам и попросили принять их в нашу группу».
Девушек привлекают не только уроки самозащиты, которые проводятся в этой группе, но и обещание восстановить справедливость – то, на что многие прежде даже не смели надеяться. Красная бригада патрулирует улицы города в поисках мужчин, которые преследуют или нападают на женщин.
«Сначала мы предупреждаем мужчину, чтобы он прекратил преследовать женщин, - объясняет 16-летняя Джиоти, которая состоит в Красной бригаде уже два года. – Если его это не останавливает, мы наносим ему визит. Если он все равно не отказывается от своих намерений, мы публично его унижаем».
Полиция в Лакхнау порой поддерживает Красную бригаду в их начинаниях, но при этом беспокоится о том, что девушки могут зайти слишком далеко.
«Они могут нам позвонить, если возникает какая-то проблема, - говорит Навнит Сикера (Navneet Sikera), заместитель старшего инспектора Лакхнау, который считает, что девушкам не стоит брать правосудие в свои руки. – Нет никакой необходимости рисковать собой и избивать мужчин».
Девушки же уверены, что обстоятельства заставили их взять инициативу в свои руки.
«Три года назад один из моих коллег попытался меня изнасиловать. Когда я пошла в полицию, чтобы написать на него жалобу, мне сказали, что я слишком бурно реагирую и что мне не стоит об этом кому-либо рассказывать», - говорит Вишвакарма, добавляя, что этот инцидент нанес ей серьезную психологическую травму и заставил ее отгородиться от всего мира.
По ее словам, только поддержка и понимание друзей и семьи помогли ей вернуть уверенность в себе. Этот инцидент продемонстрировал ей, что женщины сами должны принимать жесткие меры, чтобы себя защитить.
«Я беседовала с множеством женщин из моего района, и каждая из них рассказала мне историю о том, как на нее пытались напасть», - добавляет она.
В стране, где каждые 20 минут еще одна женщина подвергается сексуальному насилию, экстремальные меры этой группы нашли молчаливую поддержку среди определенных слоев населения. Рамеш Кумар Автар (Ramesh Kumar Avtar), отец четырех дочерей, говорит, что он сам уговаривал своих детей вступить в эту группу.
Кавита Кришнан (Kavita Krishnan), одна из лидеров протестов против жестокого обращения с женщинами, считает Красную бригаду примером «коллективных попыток отстоять права женщин», которые сейчас набирают обороты в Индии.
После декабрьского нападения и убийства индийские законодатели поспешно одобрили более жесткие меры наказания за преступления сексуального характера, в том числе смертную казнь в случае, если жертва насилия погибает. В новом законе также расширяется понятие преступления сексуального характера. Но, по мнению Кришнан, этого недостаточно.
«Это как если бы вы попытались заклеить открытую рану пластырем в надежде, что она перестанет кровоточить», - объясняет Кришнан.
По данным Национального бюро регистраций преступлений (National Crime Records Bureau), с 1990 по 2008 год число изнасилований в Индии выросло более чем в два раза. Однако многие жертвы изнасилования не сообщают об этом в полицию из-за социального клейма, оставляемого на жертвах, особенно в сельских районах Индии, как объясняет Кришнан.
В Лакхнау, на улицах Мадийяв по ночам царит полный мрак, потому что уличные фонари здесь редко включаются. Группа девушек из Красной бригады приближается к торговцу мороженым. Несколько мальчишек, встречающихся им на пути, почтительно отходят в сторону.
«Прежде мы не могли выйти из наших домов после пяти вечера, - говорит Вишвакарма. – Девушек насиловали прямо у дверей из домов, однако сейчас, благодаря нашей работе, этот район стал гораздо безопаснее».