Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Улицы тоже могут стать общественным пространством

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Улица это не только поверхность для проезда транспортных средств. Это также тротуар, обочина, деревья и обрамляющая ее «уличная мебель», витрины магазинов, фасады домов и зданий вместе с теми услугами, которые они предоставляют. Улицы не только для проезда, они для общественного и коммерческого пользования, а также для общения.

Как я писал осенью прошлого года, чтобы более обдуманно перейти к устойчивому будущему, в котором будут учитываться все наши потребности, нам необходимо эффективнее использовать землю, осуществляя более компактную застройку, увеличивая плотность домов и компаний на каждый акр застраиваемой территории по сравнению с тем, что у нас было в конце 20-го века. В первую очередь мы должны этим заниматься в двух направлениях: ремонтируя и перестраивая пригороды малой плотности со стареющими и ветшающими коммерческими зданиями, и вкладывая деньги и переоборудуя районы в городских центрах и в старых городах и пригородах. Я говорил, что нам не нужна высокая плотность застройки для достижения этих целей, однако мы можем действовать гораздо результативнее, если не будем позволять нашим городам буйно разрастаться в стороны.

Рынок во все большей мере готов действовать в городской среде, но чтобы молодые горожане при изменении жизненных обстоятельств сохраняли преданность городу и городской жизни, а также пригородам, которые более доступны и удобны для пешеходов, им понадобятся более качественные городские территории, чем мы предлагали в прошлом. Кроме того, им понадобится определенный отдых и облегчение от той резкости и суровости, которую приносит с собой ничем не сдерживаемая плотность населения и застройки. Именно городские места общего пользования, такие как парки, площади, улицы, зеленые насаждения, а также общественные здания и сооружения, которыми мы пользуемся совместно и в которых совместно заинтересованы, обладают самым большим потенциалом дать нам все это. Как я говорил в этом году, устойчивый успех и успешная устойчивость, коль уж на то пошло, требуют наличия некоего «там» среди того «здесь», которое мы имеем в своих кварталах, городах, пригородах и поселках.

Вчера я постарался объяснить, почему мы должны эффективнее и результативнее использовать и развивать места общего пользования. Сегодня я бы хотел обсудить некоторые начальные подходы, полагаясь в основном на три источника, привлекающие в последнее время мое внимание.

Начнем с улиц.



Это самое лучшее место, с которого следует начать работу. Наши улицы это самые заметные, самые многочисленные и самые изобильные из мест общего пользования. И я бы предложил в качестве первого принципа сделать улицу не просто улицей, а дорогу не просто дорогой. Мы привыкли думать об улицах и дорогах как о неких проводящих каналах, особенно для автотранспорта, как о путепроводах, для доставки нас из пункта А в пункт Б, причем с максимальной быстротой и комфортом. Все, что замедляет наше движение, рассматривается как вредная помеха.

Наверное, есть некоторые магистрали (скорее, это автострады между городами, но не городские улицы), для которых эффективность движения транспортного потока это высшая цель. Но эта цель не должна становиться определяющей для всех улиц, особенно в городах и пригородах. Мой друг и наставник по уличному дизайну Виктор Довер (Victor Dover) в своем блестящем очерке на эту тему из только что опубликованного второго издания книги «Charter of the New Urbanism» (Хартия нового градостроительства) напоминает нам, что к улицам в истории относились по-разному.

Наше общество когда-то создавало разные типы улиц. Улица было не просто путепроводом для движения машин, телег и повозок, но и самостоятельным местом, где люди общались, развлекались, торговали, выражали свои взгляды и мнения. Там правили пешеходы (и их естественные союзники велосипедисты).

Возникшее недавно движение за «комплексные улицы» это очень важное явление, внесшее огромный вклад в то, чтобы сделать наши улицы правильными. Его участники настаивают на необходимости их организации таким образом, чтобы там разместились все пользователи, от моторных транспортных средств до пешеходов, от пассажиров до велосипедистов. Благодаря усилиям данного движения сейчас эти правила становятся общепринятой нормой во все большем числе юрисдикций. Это очень важное начало.

Но когда я говорю, что улица это не просто «улица», я имею в виду, что это не только поверхность для проезда транспортных средств. Это также тротуар, обочина, деревья и обрамляющая ее «уличная мебель», витрины магазинов, фасады домов и зданий вместе с теми услугами, которые они предоставляют. Улицы не только для проезда, они для общественного и коммерческого пользования, а также для общения. Это как минимум система, и она должна по меньшей мере стремиться стать местом, как утверждает Виктор.



Я раньше отмечал, что связность и последовательность (маленькие кварталы и частые перекрестки, где образуется множество общественных мест) исключительно важны для устойчивой уличной сети. Исследования показывают, что связность способствует пешим прогулкам и сокращает расстояния поездок, поскольку места назначения расположены удобно и в пределах шаговой доступности. Кроме того, ходить пешком должно быть безопасно и приятно, и именно такое ощущение должно возникать от ходьбы. Стив Музон (Steve Mouzon) со своей концепцией «привлекательности ходьбы» проницательно замечает, что при наличии удобств мы будет с радостью ходить на гораздо большие расстояния, чем при их отсутствии.

Среди прочих элементов, помогающих превратить улицы в достойные места общего пользования, Виктор отмечает следующее:

- тротуары с настоящими бордюрами;

- уличные парковки, отделяющие пешеходов на тротуаре от движущегося потока машин, успокаивающие дорожное движение и снижающие потребность в стоянках;

- деревья на улицах (о их достоинствах я говорю очень много);

- фронтоны магазинов с витринами и «выдвинутыми элементами», дающими укрытие пешеходам, такие как навесы, тенты, колоннады и галереи;

- здания с окнами, дверями и «прочими наружными признаками обитания», такими как подъезды и балконы, выходящие «глазами на улицу» и создающие ощущение безопасности;

- планировка, подходящая для безопасных скоростей движения транспорта (вместо нынешней порочной и небезопасной практики, когда планировка улиц и дорог предназначена для увеличения скорости транспортного потока выше установленных лимитов).

Виктор полностью поддерживает концепцию комплексных улиц, но не все из того, что существует в сегодняшней практике, ему нравится:



Физически проекты очень грубые и в основном далеко не красивые, по крайней мере, пока. Наверное, это из-за того, что многие из них задумывались как обратимые и экономичные эксперименты; наверное, это из-за того, что специалисты по велосипедному движению проектируют свои маршруты, специалисты по авторанспорту размечают свою систему движения и так далее. Некоторые улицы переполнены краской и знаками автострадного стиля, от которых глаза лезут на лоб, и украшены отвратительными белыми пластиковыми столбиками. Все это – попытка указать каждому пользователю отведенную ему часть уличного пространства, причем попытка эта делается громким голосом, подчеркнуто. Это сделано не ради лучших ощущений пешехода, и это не приносит городу той пользы и ценности, которой он заслуживает. Постепенно, когда скороспелые демонстрационные проекты будут уступать место постоянной работе по реконструкции улиц, можно ожидать, что проекты будут не такими утрированными.

Улицам, утверждает Виктор, нужна красота, визуальная благопристойность, а также ощущение завершенности, которое «возникает в основном за счет благородства улично-ориентированной архитектуры и градостроительства, а не благодаря знакам и светоотражающим полосам».

Кроме того, Виктор утверждает, что многие прошлые попытки создания городских площадей потерпели неудачу из-за безразличного отношения к местному климату, культуре и той деятельности, которая может на этих площадях происходить. По его мнению, их замысел и планировка должны быть глубоко контекстуальными:

Размер и место расположения площадей должны соотноситься с их предназначением и контекстом. В их проекте необходимо учитывать климатические условия, особенности культуры и ту деятельность, которая может на этих площадях происходить. Площади и скверы должны находиться там, где ими будут пользоваться – возле кафе и магазинных витрин, или перед зданием суда, например, и где они будут усиливать ценность и красоту окружающей среды. Региональные традиции должны также влиять на выбор между мягким зеленым пространством сельской местности, какое можно найти на северо-востоке и на Среднем Западе, и мощеными площадями Латинской Америки, района Карибского моря и Средиземноморья.

Жилые дома


Читатели, которых интересуют более комплексные и полные наставления по качественному дизайну улиц, усиливающему, а не ослабляющему городское пространство общего пользования, могут обратиться к книге на 215 страницах «Designing Walkable Urban Thoroughfares: A Context Sensitive Approach» (Проектируя доступные пешеходам городские улицы: подход с учетом контекста), которая была опубликована в результате многолетнего сотрудничества между ассоциацией «Институт инженеров транспорта» и организацией «Конгресс за новое градостроительство». А еще в конце октября выйдет новая книга Виктора и Джона Массенгейла (John Massengale) «Street Design: The Secret to Great Cities & Towns» (Уличное проектирование: секрет великих городов).

Процесс создания оптимального публичного пространства

Когда речь заходит о другом пространстве общего пользования, кроме улиц (которые сами по себе бесконечно разнообразны и сложны), становится гораздо труднее идентифицировать конкретные элементы дизайна, ибо каждое место в этом пространстве, каждая площадь, рынок, парк, сквер в жилом квартале, торговый район и так далее отличается друг от друга.

Авторы «Проекта общественных пространств», соображающие кое-что в том, как следует выбирать места в таком пространстве, предупреждают, что нельзя слишком полагаться на дизайн. По крайней мере, нельзя начинать с дизайна. Они опубликовали 11 очень полезных принципов для использования процесса, который заложит основы успеха:

1. Экспертами в этой работе являются местные жители. («В любом квартале можно найти людей, которые могут рассказать о его истории, дать ценную информацию о том, как он функционирует, а также обеспечить понимание важнейших вопросов и того, что имеет значение для людей».)

2. Создавать надо место, а не проект. («Цель состоит в создании места, у которого будет подчеркнут местный колорит, будет комфортный образ, которое будет служить декорацией для деятельности и привычек местного населения, формируя нечто большее, нежели сумму простых вещей. Об этом легко говорить, но сделать такое трудно».)

3. Надо искать партнеров. («Они бесценны, поскольку могут оказать помощь и запустить проект в действие. Это могут быть местные организации, музеи, школы и прочее».)

4. Можно многое увидеть, просто наблюдая за происходящим. («Посмотрите, как люди пользуются (или не пользуются) общественным пространством, выясните, что им в нем нравится, а что нет, и это даст возможность оценить, что заставляет их работать либо не работать».)

5. Создайте замысел. («Место должно наполнять гордостью людей, работающих и живущих поблизости».)

6. Начните с петуний. Это легче, быстрее и дешевле. («Это лучший результат эксперимента по достижению быстрых результатов, который проверен многолетней практикой, и который можно совершенствовать».)

7. Сопоставляйте. («Если детский читальный зал в новой библиотеке находится рядом с детской игровой площадкой в парке, и там стоит киоск, где продают еду, то в таком месте будет больше людей, чем когда эти места существуют раздельно».)

Дети катаются на роликах


8. Они всегда говорят: «Это сделать невозможно». («Создание качественных общественных мест всегда наталкивается на препятствия, потому что никто в государственном и частном секторе не отвечает за «создание мест»».)

9. Формируйте базу поддержки. («Информация и советы местных жителей и потенциальных партнеров, понимание того, как функционируют другие места, экспериментирование, а также преодоление препятствий и сопротивления оппонентов создает концепцию общественного места. Проект важен, но эти вещи подскажут, какая вам нужна «форма» для реализации замысла по этому пространству».)

10. Деньги не проблема. («Когда вы создали базовую инфраструктуру общественного пространства, добавляемые к нему элементы заставят его функционировать (например, продавцы на улице, кафе, цветы, скамейки)».)

11. Работа не закончится никогда. («Великие общественные пространства и великие города создает готовность к переменам и гибкость в управлении при реализации таких перемен».)

Между прочим, мои любимые пункты в этом списке четвертый, седьмой и одиннадцатый.

В «Проекте общественных пространств» есть также очень полезная модель для оценки успеха в обустройстве территории в местах общего пользования, которая на первый взгляд кажется сложнее, чем она есть на самом деле. «Диаграмма места», как называется эта модель, начинается с исходной посылки о том, что хорошее общественное пространство способствует общению, приносит пользу, является комфортным и доступным.

Для каждой из этих базовых характеристик авторы предлагают свои качественные и количественные показатели. Что касается, например, доступности, то здесь можно спросить, создает ли рассматриваемое место качественное удобство посещения, связано ли оно с окружающей средой обитания людей. А что касается количественных показателей, сколько людей посещают это место, приходя пешком или приезжая на общественном транспорте.

Введение в городскую общественную среду

И наконец, Джей Уоллджаспер (Jay Walljasper), являющийся соавтором и редактором книги «How to Design Our World for Happiness: The commons guide to placemaking, public space, and enjoying a convivial life» (Как спроектировать наш мир счастья. Наставление по обустройству среды обитания, общественного пространства и получению удовольствия от праздничной жизни в обществе), подходит к этим вопросам как журналист. Его последняя книга стала сборником статей из журнала Commons и из других источников, которые вместе составили один солидный том.

Мне кажется, эта книга еще не вышла из печати (мне подарили сигнальный экземпляр), однако я рекомендую ее всем, кто мало знаком с данной темой и хочет познакомиться в предварительном плане с вопросами обустройства среды обитания. В определенном смысле она похожа на мой собственный блог, будь я журналистом и автором коротких статей, а не юристом и не занудой-ученым.

Велодорожка


Давние читатели моих работ наверняка найдут там знакомые темы, включая статьи бывшего мэра Боготы Энрике Пеналосы (Enrique Penalosa), ратующего за проектируемое счастье, работы Росса Чепина (Ross Chapin) о «карманных кварталах», представляющих собой общее пространство вместо домов с большими дворами; чудесный материал об «инициативе Дадли-стрит» в Бостоне, в рамках которой был восстановлен и получил развитие небогатый городской квартал; статья о картинах на перекрестках как о методе сближения и объединения районов; материал о романтических городах; принципы датского архитектора Яна Гела (Jan Gehl) по обустройству доступной для пешеходов среды и так далее. Мы с Уоллджаспером не знакомы, по крайней мере, лично, но совершенно очевидно, что мы встречались не раз. Он пишет короче и менее скучно, чем я, и поэтому многим читателям его статьи могут показаться более привлекательными.

В книге «Как спроектировать наш мир счастья» есть также некоторые важные и интригующие темы, которые другие авторы не выдвигают на первый план, в том числе, особое значение общественных пространств для бедных людей, а также взаимосвязь и взаимоотношения между частным и общественным пространством. Мне особенно понравилась короткая статья о жителе города, который, следуя собственной версии принципа «легче, быстрее и дешевле», установил перед своим домом скамью для прохожих. Это напомнило мне об очерке Стива Музона, написанном несколько лет назад, где он говорит, что «улице надо отдавать». В этой связи между частным и общественным есть восхитительные возможности.

Мне также понравилась одна статья, в которой говорится об улучшении жилых кварталов с упором на положительные моменты и достоинства вместо попыток выявления и исправления недостатков. И хотя я писал о вере и городе, короткое интервью Уоллджаспера с преподобной Трейси Линд (Tracey Lind), настоятельницей епископального собора Святой Троицы в Кливленде, в новом свете представляет вопрос о том, как храмы могут улучшить городскую среду.

Конечно, вам придется найти и прочитать книгу Уоллджаспера, чтобы узнать, какой район он считает лучшим в Северной Америке, и какой город в Северной Америке он считает самым удивительным. Следите за выходом книги на сайте On the Commons.

Кейд Бенфилд – директор «программы устойчивых сообществ», проводимой природоохранной некоммерческой организацией Natural Resources Defense Council, адъюнкт-профессор факультета права Университета им. Джорджа Вашингтона, соучредитель «Коалиции умного развития Америки» (Smart Growth America) и автор нескольких книг о городах, их умном развитии и расширении.