Сан-Паулу, Бразилия – Здешних покупателей, имеющих представление о заграничных ценах, просто передергивает, когда они покупают, скажем, телефон Samsung Galaxy S4: если в США эта модель стоит 615 долларов, то здесь она обойдется им вдвое дороже. Но еще больший шок ожидает родителей, которым нужна детская кроватка: самая дешевая в магазине Tok & Stok стоит более 440 долларов, что в шесть с лишним раз дороже похожей кроватки, продаваемой в магазине ИКЕА в США.
Бразильцы крайне недовольны расточительностью своей политической элиты, а те высокие цены, которые им приходится платить буквально за все (например, большая пицца с сыром стоит 30 долларов), лишь усиливают возмущение.
«Люди злятся, так как мы знаем, что можно снизить цены. Мы видим это повсюду, а поэтому нам понятно, что у нас что-то не так», – говорит 28-летняя Луана Медейрош (Luana Medeiros), работающая в Министерстве образования.
Уличные протесты в Бразилии начались с народной кампании против повышения цен на проезд в автобусах. Жители Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро тратят гораздо большую часть своих зарплат на поездки в автобусе, чем нью-йоркцы или парижане. Однако цены на проезд это лишь один пример тех трудностей, с которыми сталкиваются бразильцы, пытающиеся свести концы с концами, говорят экономисты.
Читайте также: В Бразилии продолжаются акции протеста
Снять квартиру в вожделенном Рио сегодня дороже, чем в Осло, столице богатой Норвегии. До протестов поднялись цены на основные продукты питания, такие как томаты, что привело к появлению пародий на президента Дилму Русеф и ее экономических советников.
Инфляция в стране составляет около 6,4%, и многие представители среднего класса жалуются, что именно им приходится брать на себя основное бремя ценового роста. Народное возмущение, ограничивающее властям пространство для маневра, возникло в момент, когда колоссальные проекты по стимулированию экономики терпят неудачу, будучи не в состоянии остановить экономический спад. Это усиливает предчувствие стагфляции в крупнейшей латиноамериканской экономике.
«Сейчас, когда бум на энергоресурсы прошел, Бразилия оказалась на грани рецессии», – говорит экономист Лусиано Собрал (Luciano Sobral), работающий в Сан-Паулу партнером в фирме по управлению активами и ведущий непочтительный блог под именем Drunkeynesian. «Из-за этого невозможно игнорировать те высокие цены, которые стали настоящим бедствием для бразильцев, особенно для тех, кому не по карману ездить за границу, где цены ниже, и делать там покупки».
Заоблачные бразильские цены можно объяснить целым рядом факторов, включая несовершенство транспортной инфраструктуры, из-за которой происходит удорожание доставки продукции потребителям, протекционистскую политику, защищающую бразильских производителей от конкуренции, и традиции потребителей, привыкших к уровню инфляции, которая хоть и относительно высока, но все равно гораздо ниже рекордного показателя 1993 года в 2477%, вызвавшего коренную перестройку экономики.
Но экономисты говорят, что во многом в ошеломляющем росте цен виновата неэффективная налоговая система, в которой приоритет отдается налогам на потребление, а не подоходному налогу, потому что их довольно легко собирать.
Также по теме: Это происходит и в Бразилии
Писатель Алехандре Версиньясси (Alexandre Versignassi), специализирующийся на расшифровке бразильского налогового законодательства, говорит, что компаниям приходится платить 88 видов налогов в федеральную казну, штатам и муниципалитетам, и все это напрямую ложится тяжким грузом на плечи потребителей. По его словам, бразильские власти ежедневно публикуют примерно по 46 новых налоговых правил и распоряжений, держа бухгалтеров в крайнем напряжении.
Для бедных бразильцев и для среднего класса ситуация усугубляется еще и тем, что существуют лазейки, позволяющие богатым увиливать от налогов на значительную часть своих доходов. Богатые инвесторы, например, могут не платить налоги на дивиденды, а партнеры в частных компаниях платят налоги по гораздо более низкой ставке, чем многие обычные сотрудники.
Результатом такого положения вещей стало то, что многие виды произведенной в Бразилии продукции, скажем, автомобили, внутри страны стоят намного дороже, чем в импортирующих их далеких государствах. Один из примеров это компактный автомобиль Gol, производимый компанией Volkswagen на заводе в городской агломерации Сан-Паулу. Здесь четырехдверный Gol с кондиционером продают за 16100 долларов, включая налоги. В Мексике такая же модель бразильского производства, носящая название Nuevo Gol, стоит на несколько тысяч долларов дешевле.
То, что многие бразильцы могут себе позволить такие машины, является показателем позитивных экономических изменений за прошедшее десятилетие. Например, миллионы людей выбрались из ужасающей бедности, произошло снижение безработицы, которая сегодня достигла исторического минимума. В это время увеличивались зарплаты, и доход на душу населения в стране, согласно данным Всемирного банка, составляет сегодня около 11630 долларов, в то время как в соседней Колумбии он равен 6990 долларам. Но Бразилия по этому показателю все равно намного ниже развитых стран, таких как Канада, где подушевой доход составляет 50970 долларов.
Читайте также: Бразилия - пробуждение среднего класса
В результате житель финансовой столицы Бразилии Сан-Паулу вынужден работать в среднем 106 часов, чтобы купить iPhone, в то время как брюссельцу для покупки такого же товара приходится трудиться всего 54 часа. Таковы данные международного исследования зарплат, проведенного инвестиционным банком UBS. Чтобы купить Биг Мак, жителю Сан-Паулу надо проработать 39 минут, а жителю Чикаго всего 11.
Прогуляйтесь по любому международному аэропорту Бразилии, и этот дисбаланс предстанет перед вами во всей своей уродливости. Тысячи жителей Бразилии ежедневно садятся в самолеты и летят в шоп-туры в те страны, где товары стоят значительно дешевле.
Бразильский реал в этом году ослаб (сейчас его курс по отношению к доллару равен 2,20), но бразильцы только в мае потратили за рубежом 2,2 миллиарда долларов. Это самая крупная месячная сумма за всю историю отслеживания таких данных центробанком, чем он занимается с 1969 года.
Наблюдая за такой ситуацией, некоторые туристические агентства начали организовывать поездки в Майами для людей, желающих приобрести товары для детей, такие как цифровые мониторы, коляски, пустышки и даже памперсы, которые в Бразилии стоят в три раза дороже, чем в Соединенных Штатах.
Пытаясь не допустить того, чтобы этот покупательский ажиотаж вышел из-под контроля, федеральная полиция проверяет пассажиров по прибытии, выбирая тех, у кого слишком большой и разнообразный багаж. Если будет доказано, что такой бразилец потратил за рубежом больше отведенного лимита, его немедленно заставят заплатить налог на свои покупки.
В сети таких проверок иногда попадают и иностранцы. В мае полиция арестовала на таможне в международном аэропорту Сан-Паулу двух бортпроводников American Airlines, являющихся гражданами США. Им предъявили обвинения в контрабанде, найдя у них 14 смартфонов, 4 компактных компьютера-планшетника, 3 пары шикарных часов и несколько видеоигр. Смартфоны были спрятаны в нижнем белье, и как заявила полиция, американцы намеревались продать их на черном рынке.
Также по теме: Что происходит с Бразилией?
До начала протестов правительство Бразилии стало предпринимать попытки борьбы с ростом цен. Центробанк повысил процентные ставки после возмущений по поводу роста цен на продукты питания, усиливших страх перед инфляцией. Власти сняли ряд налогов на некоторые товары, такие как автомобили. И, тем не менее, инфляция по-прежнему высока, а экономика растет неустойчиво, и многие бразильцы возмущаются по поводу того, что высокие налоги заложены в цены на продукты повседневного спроса, которые они покупают.
Недавно был принят новый федеральный закон, требующий, чтобы розничные торговцы подробно указывали в чеках, какая сумма налогов взимается с покупателей. Это еще больше усилило возмущение. 38-летний художник компьютерной графики Фернандо Бергамини (Fernando Bergamini) был поражен, потратив недавно 92 доллара на покупку фруктов и овощей, таких как бананы, помидоры и фасоль. Взглянув на чек, он увидел, что налоги в этой сумме составляют 25 долларов.
«Это поразительно, учитывая те услуги, которые мы получаем от государства за наши деньги, – сказал Бергамини. – Увидев такие вещи на бумаге, я не мог не почувствовать негодование».
В подготовке статьи приняли участие Люси Джордан (Lucy Jordan), Тейлор Барнс (Taylor Barnes) и Паула Рамон (Paula Ramon).