Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Нас посадили, потому что мы были евреями». Оккупация острова Ява японской армией

Индонезия
Индонезия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мне пришло письмо от голландки, с которой я познакомился во время командировки. «В Индонезии, когда я была ребенком, нас поместили в лагерь, в котором находились исключительно евреи», - рассказала она. Во время Второй мировой войны на территории оккупированной Японией Индонезии существовали лагеря для голландцев. Но я впервые услышал об исключительно еврейских лагерях.

Мне пришло письмо от голландки, с которой я познакомился во время командировки. «В Индонезии, когда я была ребенком, нас поместили в лагерь, в котором находились исключительно евреи», - рассказала она. Известно, что во время Второй мировой войны на территории оккупированной японской армией Индонезии существовали лагеря заключения для голландцев. Но я впервые услышал об исключительно еврейских лагерях. Я начал сбор информации.

Показания: дневная порция в две чашки похлебки


Эта женщина живет в Амстердаме, в Голландии. Она - бывшая учительница старших классов, зовут ее Анэльц Бертхайм (78 лет). Когда я заглянул к ней в гости, она начала рассказывать о дневнике своей матери.

Она родилась в городе Батавия (нынешняя Джакарта) в Индонезии, которая являлась колонией Голландии. Отец ее работал директором юридической школы, он был евреем, а мать была нееврейского происхождения.

В марте 1942 года Япония оккупировала Индонезию, отца схватили и отправили в лагерь. Бертхаймам было разрешено жить в их собственном доме, но в январе 1944 года они вместе с матерью, старшей сестрой и маленьким братом были помещены в лагерь для женщин и детей в Джакарте. Ей было девять лет.

«Те, в ком есть хоть капля еврейской крови, назовите себя!» - японцы в лагере объявили это в сентябре 1944 года. Мать писала в своем дневнике: «Я нееврейского происхождения, но я не могу оставить моих детей, поэтому я написала свое имя в списке для евреев». В декабре этого же года их перевели из Джакарты в лагерь в западной части Явы в Тангеранге. Две трети людей, находившихся в том лагере, были евреями. Оставшуюся треть составляли члены масонского общества и представители бывшей власти.

Окна комнаты были зарешечены, вместо кроватей стояли доски шириной примерно в пятьдесят сантиметров. Бертхайм пишет: «С нами обращались явно хуже, чем раньше».

Дневной рацион сократился с трех плошек похлебки в день до двух. У женщин останавливались менструации, дети переставали расти. Ежедневно кто-то подвергался телесным наказаниям, если ты недостаточно опустил голову перед японским солдатом, то тебя били, были случаи, когда по нескольку часов узники лагеря должны были стоять под палящим солнцем, связанные общей ответственностью. Бертхайм зарисовала жизнь в лагере на пронесенном с собой клочке бумаги цветным карандашом.

В марте 1945 года их перевели в другой лагерь. Через два дня после окончания войны 17 августа порции увеличились до трех плошек. Под покровом темноты можно было услышать голоса местных индонезийцев, поздравлявших нас.

Бертхайм говорит: «Я не проклинаю японцев. Однако жаль, что об этих событиях не знают ни в Японии, ни даже в Голландии».

Исторические материалы: голландский регистр и дневники


Я разыскал исторические материалы с информацией о «еврейских лагерях».

В голландском Центре исследования военных документов хранилось несколько дневников заключенных. В них отмечается, что изолирование и заключение евреев началось с 1943 года, в западной части острова Ява в Чимахи был построен лагерь для мужчин, который евреи называли «Тель-Авивом», а также то, что евреев и масонов заставляли носить красные значки. Также были записи о том, что японская военная полиция предлагала кому-то сотрудничать в поиске евреев, но они отказывались.

Я обратился к директору Центра Азиатско-тихоокеанских исследований Осакского университета экономики и права Айко Уцуми, которая хорошо знакома с темой лагерей в оккупированной Индонезии. Среди материалов, которые были скопированы ею в Национальном архиве Нидерландов, был документ под названием «Реестр имен заключенных евреев и лиц еврейского происхождения».

В японском национальном архиве нашелся перевод на японский язык протокола допроса начальника политического отделения яванской военной полиции, который был осужден как военный преступник класса В, С. Этот начальник политического отделения был обвинен в попустительстве при совершении насилия его подчиненным над обычными гражданами и был приговорен к смерти. Во время перекрестного допроса прокурор голландской стороны задал вопрос о необоснованных арестах всех евреев и масонов острова Ява в 1943 году, на что начальник ответил: «У меня был приказ от командующего армией, и я изолировал евреев от остальных граждан».

Также в национальном архиве был протокол устного допроса освобожденных военных преступников сотрудниками Министерства юстиции. Один из бывших военных преступников сказал о начальнике политического отдела следующее: «Он занимался изучением еврейского вопроса и стал притеснять людей еврейского происхождения, испытывал к ним антипатию».

Я заглянул в яванскую газету, которую выпускала во время Второй мировой войны газета Асахи на острове Ява. «Евреи и масоны замышляют завладеть миром». Начальник политического отдела несколько раз писал для газеты подобные материалы, отвечал на вопросы в интервью.

Исследователи пытаются выяснить, зачем евреи были изолированы

Уцуми делает следующий вывод на основании этих материалов: «Нет сомнения в том, что в оккупированной Индонезии существовали особые лагеря для евреев». Однако непонятно, в каких целях проводилась изоляция. Она говорит: «В самой Японии того времени были случаи преследования евреев. Вероятно, на оккупированных территориях дискриминация проявилась сильнее».

В Шанхае в 1943 году было учрежден специальный район для проживания евреев, но среди них было много евреев в статусе беженцев без гражданства. Они могли выходить за пределы указанного района. Заслуженный профессор университета Мэйдзи Даигакуин Наоки Маруяма, специалист по еврейской политике в предвоенной Японии, отмечает, что в Индонезию приезжали евреи как из «вражеских» США и Великобритании, так и из стран Ближнего Востока, таких как Египет, причина их изоляции отличается от той, что было в Шанхае. «Это указывает на то, что еврейская политика в Японии не была однородной».

Историк Икухико Хата считает, что в Японии военного периода распространилась «теория еврейско-масонского заговора», согласно которой евреи и масоны хотели управлять миром, «не до конца ясно, что происходило в других местах помимо Шанхая, и это представляет собой интерес». Хата считает, что существует вероятность заключения евреев по религиозным соображениям. «На основании материалов, которые мы имеем на сегодняшний день, невозможно однозначно утверждать, что изоляция евреев носила характер преследования», - говорит историк.

В Нидерландах дневники заключенных были изданы в 1970-х годах, но на них не обратили внимание. Эста Каптэн из нидерландского Национального комитета памяти войны отмечает: «Эти события оказались в тени нацистского Холокоста, практически никто не обращался к ним». Она говорит, что в 2005 году был проведен симпозиум, и наконец начались исследования. В следующем году планируется провести специальную выставку, посвященную индонезийским евреям в Еврейском историческом музее Амстердама.

Однако в Голландии мало исследователей со знанием японского языка, поэтому в центре анализа находятся дневники заключенных. Исследователи проявили интерес к материалам о начальнике политического отдела. Почему распространилась теория еврейского заговора? Существовал ли в действительности приказ об изоляции евреев? Исследования должны прояснить эти вопросы.

Справочные материалы: японская оккупация Индонезии


В марте 1942 года японская армия оккупировала Индонезию, являвшуюся голландской территорией, установив военную диктатуру. Главной целью оккупации были нефтяные месторождения и строительство защитной линии. Сразу после капитуляции Японии в августе 1945 года Сукарно превозгласил независимость Индонезии.