БЕЛЬВЬЮ (штат Вашингтон) — Каждый хочет знать, как построить следующую Силиконовую долину: инновационный центр, который привлекает талант и капитал, создает рабочие места, компании и целые отрасли промышленности. Правительства развитых стран пытаются субсидировать технологию, которая может стать следующим Прорывом. Политики развивающихся стран надеются, что такие стимулы, как налоговые льготы и свободные земли, будут стимулировать новаторов обосноваться там и процветать. Однако большинству этих благонамеренных схем не хватает важного ингредиента: спроса.
Спрос на инновации в конкретных областях технологий был общей силой, стоящей как за точками роста высоких технологий, так и за наиболее важными изобретениями. Технологические прорывы, такие как антибиотики и авто, являлись ответом на настоятельную необходимость, ощущаемую огромным количеством потребителей. Правительственные проекты, такие как программа США Apollo ‑ перед которой стояла цель отправить человека на Луну ‑ запускали спрос на более фундаментальные технологии (которые до этого являются обычными изобретениями, о которых никто пока не просил).
Сама Силиконовая долина была построена благодаря спросу. Министерство обороны США вложило десятки миллиардов долларов в контракты на разработку микроэлектроники, и данное обязательство одновременно снизило риски для инноваторов и создало инфраструктуру, поддерживающую рост стартапов.
Различные спросы не являются одинаковыми, хотя с другой стороны было бы поучительно изучить различия.
Спрос, создаваемый потребителями или рынком ‑ виды, о которых мы чаще всего думаем, услышав слово спрос ‑ гораздо менее предсказуемые и, следовательно, гораздо более рискованные, в отличие от спроса, создаваемого государством, который отправил человека на луну. Компании, которые зависят исключительно от коммерческой привлекательности своих продуктов, ограничены в видах инноваций, которые они могли бы спокойно вводить, поскольку если один из их продуктов потерпит неудачу на рынке, они могут и не дожить до создания еще одного. Это особенно острый вопрос для стартапов и небольших компаний ‑ тех самых игроков, чьего появления так ожидают во время следующей волны силиконовых долин.
К счастью, спонсируя долгосрочные целенаправленные инициативы, правительство может стимулировать более предсказуемым образом. Программа Apollo дала новаторам четко определенные цели и дорожную карту для их достижения: сначала отправить на орбиту животное, затем людей, затем отправить на Луну зонды и, наконец, высадить туда человека.
Также важным является то, что правительство предложило награду не просто за конечный успех, а за прогресс в определенных временных рамках. Вывод обезьяны в космос, возможно, не самое захватывающее достижение, однако правительство платило за него, и оно произошло. Умное управление создает гарантированный спрос не только на само решение, но и на шаги для его достижения.
Объединение промежуточных технических этапов с помощью гарантированных стимулов позволяет компаниям сосредоточиться на проблемах, на решение которых может уйти более десятка лет. Они также побуждают новаторов из различных отраслей промышленности искать решение комплексных проблем, которое включает в себя более одного вида инноваций. Инициатива Министерства обороны США в области микроэлектроники требовала не только новых материалов и схем, но и новых методов изготовления. Из-за структуры вознаграждения эти усилия могли быть скоординированы, а не загнаны в изоляцию.
В отличие от рыночного спроса, который часто приводит к динамике вида «победитель получает все», спонсируемый государством спрос создает среду, в которой несколько решений технических проблем могут распространяться и сосуществовать. Пионеры микроэлектроники перепробовали массу стратегий, чтобы вытеснить вакуумные трубки, и они использовали разнообразные полупроводники и конструкции чипов: германий, кремний, алюминий, арсенид галлия , PNP, NPN, CMOS и так далее. Некоторые из этих исследовательских усилий не были реализованы, однако нашли свое применение в специализированных устройствах. Разнообразие вариантов обеспечило обширное распространение, что открыло путь к цифровой революции.
Как и в случае с программой по микроэлектронике, государственные стимулы не должны все время строго придерживаться дороги на пути к коммерческому успеху. В какой-то момент компании будут готовы продавать продукцию, и в дело сможет вступить рыночный спрос. В 1962 году Министерство обороны США было единственным заказчиком интегральных схем, однако к концу десятилетия потребители в массовом порядке покупали транзисторные радиоприемники и карманные калькуляторы.
Кроме того, поддерживаемый государством спрос не должен принимать форму субсидий для конкретных технологий или компаний; государство не может «ставить» деньги налогоплательщиков на отдельные предприятия. Предполагается, что риск ‑ это работа венчурных капиталистов и других деятелей в сфере финансов, а не государственных чиновников. Однако существует небольшой риск в предложении контрактов на хорошо выполненную работу: выплат не будет, если проблема останется нерешенной.
И эти выплаты являются скромными по сравнению с исследованиями и разработками, которые они стимулируют. Программы предлагают вознаграждения в размере 1-5 млрд долларов США за контракты или развертывание обязательств, которые могут сгенерировать во много раз большую прибыль в исследовательских и конструкторских работах частного сектора. Новаторы и их инвесторы готовы играть по крупному на этих возможностях, потому что они знают, что возможная награда в виде доходов от глобальной клиентской базы будет значительно превышать первоначальные инвестиции. Это делает спрос, спонсируемый государством, очень эффективным механизмом генерации инноваций.
Благодаря эффекту мультипликатора, небольшие правительства и государства, и даже крупные города могут успешно спонсировать вид спроса, который стимулирует возникновение эпицентров инноваций мирового класса. Некоторые скандинавские страны, китайские провинции и город-государство Сингапур, например, имеют идеальное расположение для того, чтобы опробовать данный подход.
Несколько лет назад я подсчитал, сколько единиц продукции необходимо продать для запуска технологии. На самом деле цифры довольно скромные: если вы в состоянии продать где-то 100 тысяч ‑ миллион единиц пробивной продукции, вы можете установить технологические стандарты для данной категории и мгновенно стать мировым лидером новой отрасли промышленности. Спонсорство со стороны правительства гарантирует, что определенное количество людей примет ваш продукт. Для начала этого достаточно.
Экономические проектировщики и политики, которые гонятся за габаритными огнями Силиконовой долины, начинают понимать, что они не всегда могут воссоздать предпринимательскую культуру и механизмы финансирования, которые там процветают. Однако они забыли, как все начиналось: гарантированный спрос, который стимулирует самые амбициозные виды инноваций.
Урок прост: не пытайтесь построить очередную Силиконовую долину. Вместо этого постройте гору спроса, и новаторы придут.
Эдвард Юнг (Edward Jung) — бывший главный архитектор Microsoft, в настоящее время главный инспектор по научно-техническим вопросам в Intellectual Ventures.