Сектор Газа – Свержение президента Мухаммеда Мурси египетскими вооруженными силами оказалось печальной новостью не только для Мусульманского братства. Это стало плохой новостью и для ХАМАСа в секторе Газа, члены которого с радостью приняли триумф г-на Мурси на выборах в надежде, что это поможет положить конец экономической и политической изоляции ХАМАСа.
В тот момент лидеры и сторонники ХАМАСа раздавали сладости и стреляли в воздух, чтобы отметить победу Мусульманского братства, чьим ответвлением является ХАМАС. Они полагали, что открытие границы с Египтом после того, как Хосни Мубарак в течение нескольких лет их время от времени закрывал в связи с их захватом Газы в 2007 году, позволит улучшить качество жизни и политическое положение сектора.
Они оказались правы лишь наполовину. Лучшим годом для ХАМАСа стал тот год, когда у власти в Египте был Мурси, несмотря на то, что его правительство держало Газу отрезанной от Египта, подобно Мубараку, в попытке сохранить отношения с Израилем и США. Однако Мурси также пообещал Газе более широкие экономические возможности, в связи с чем среди верных последователей ХАМАСа на местах прокатилась новая волна оптимизма.
Однако медовый месяц Газы неожиданно завершился, когда 3 июля вооруженные силы Египта лишили Мурси его полномочий, оставив ХАМАС один на один с его врагом после 12 эйфорических месяцев правления Мусульманского братства. Враждебное отношение военных к ХАМАСу выражается в том, что, когда они задержали Мурси, одним из обвинений в адрес бывшего президента стало то, что во время своего побега из тюрьмы в 2011 году он имел контакт с представителями этой группировки.
После захвата ХАМАСом сектора Газа в 2007 году египетская армия систематически обвиняла его во вмешательстве во внутренние дела Египта и в подготовке военных операций на Синайском полуострове, которые дестабилизировали ситуацию в регионе и унесли жизни огромного числа египетских солдат. Поэтому после свержения Мурси египетские военные незамедлительно возобновили свою борьбу с ХАМАСом.
Жители Газы страдают от перекрытия каналов контрабанды
Хотя Египет боролся с каналами контрабанды сектора Газа даже тогда, когда у власти в стране стоял Мурси, настоящее закручивание гаек началось, когда руководство в свои руки взяли военные. Египетская армия разрушила, перекрыла и затопила большинство туннелей, являющихся для Газа жизненно важными экономическими коммуникациями. Наземный, официальный, пограничный переход «Рафах» могут использовать только иностранцы и палестинцы, которым требуется лечение в больницах Египта.
Должно пройти некоторое время, прежде чем жители сектора Газа ощутят на себе политические последствия падения режима Мурси, однако экономический ущерб уже очевиден: чтобы купить несколько литров бензина, у заправок выстроились длинные очереди машин, резко выросли цены на еду, а также на строительные материалы, которые теперь стоят в два раза дороже, чем прежде.
По словам экономического аналитика Мохсена Абу Рамадана (Mohsen Abu Ramadan ), ХАМАС должен обеспечить продовольствием и другими товарами людей, которыми он руководит, или по его авторитету будет нанесен удар. Однако теперь, когда египетская армия перекрыла каналы поставок контрабанды – полностью разрушив 80% из них – ХАМАСу это просто не под силу.
«ХАМАС отвечает за 1,7 миллиона палестинцев, которым нужна еда, топливо и другие товары. Израиль не позволяет переправлять эти товары в Газу, экспорт тоже запрещен, поэтому ХАМАС оказался в весьма щекотливой ситуации, будучи неспособным удовлетворить потребности жителей сектора Газа», - считает г-н Абу Рамадан.
По данным министерства экономики Газы, недавнее уничтожение туннелей стоило Газе примерно 320 миллионов долларов. Представитель ХАМАса Сами Абу Зохри (Sami Abu Zohri) обратился к египетским властям с просьбой не перекрывать туннели, пока ХАМАС не найдет другие каналы для доставки товаров в Газа.
По словам г-на Абу Зохри, большинство туннелей было разрушено, а оставшиеся невозможно использовать из-за того, что поток контрабанды прекратился из-за постоянных столкновений между египетской армией и боевиками. Он добавил, что при Мубараке ситуация была лучше.
Абу Рамадан считает, что ХАМАС может воспользоваться этим закрытием туннелей, чтобы напомнить миру о том, что Газа находится под блокадой Израиля, и усилить давление на Израиль с целью эту блокаду снять.
Без друзей и средств к существованию
Нехватка продовольствия стала далеко не единственной проблемой ХАМАСа.
Впервые почти за два десятилетия у него не осталось ни одного регионального политического союзника, который бы занимал руководящий пост. Это огромная проблема для движения, в значительной степени зависимого от альянсов, предоставляющих ему финансовую, военную и политическую поддержку.
В прошлом году суннитский ХАМАС разорвал связи со своим бывшим союзником Сирией из-за того, что там начались преследования представителей преимущественно суннитской оппозиции.
ХАМАС и Сирия вместе с Ираном и «Хезболлой» представляли собой так называемую ось сопротивления, которая противостояла Израилю и Западу в целом. В течение нескольких десятилетий Сирия принимала руководство ХАМАСа и обеспечивала это исламистское движение деньгами, оружием и политической поддержкой, которые оно использовало, чтобы вести войну против Израиля, а позже – против более умеренной палестинской партии «Фатах».
ХАМАС обратился к Турции и Катару, чтобы заполнить вакуум, и, на первый взгляд, такой союз мог бы оказаться гораздо более выгодным альянсом, чем прежний. Суннитские группировки наводнили Газу деньгами и строящимися объектами, и в качестве бонуса США и Европа относились к ним более лояльно, чем к прежним союзникам сектора.
Однако в этом регионе состав политических альянсов меняется чрезвычайно быстро, и теперь, когда египетское исламистское правительство было свергнуто, отношения ХАМАСа с Турцией и Катаром оказались под угрозой: благодаря общим границам Египет был важнейшим связующим звеном между Газой и его благодетелями.
Пока неясно, продолжит ли новый эмир Катара, шейх Тамим Бин Хамад аль-Тани (Tamim Bin Hamad al-Thani) поддерживать ХАМАС в той же мере, в какой это делал его отец, который пожертвовал 400 миллионов долларов на строительство различных объектов в Газа. Между тем, Турция сейчас слишком занята решением проблемы антиправительственных протестов, а также сдерживанием последствий событий в Сирии.