Прогнозы наших экспертов в последнем номере «Дня» уже подтверждаются. Политической составляющей в праздновании 1025-летия Крещения Киевской Руси, которое сейчас проходит в Киеве, действительно больше, чем самого праздника. В субботу утром на Владимирской горке состоялся торжественный молебен, который возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Кроме предстоятелей и представителей православных церквей со всего мира в богослужении также приняли участие президенты: Украины – Виктор Янукович, России – Владимир Путин, Молдовы – Николае Тимофти, Сербии – Томислав Николич, иностранные правительственные делегации, представители отечественного политикума.
«Как говорится, общество отдельно, празднование – отдельно, – комментирует происходящее по просьбе «Дня» политолог Константин Матвиенко. – Это формальное празднование, которое ни к самому событию, ни к христианским ценностям, которые должны были быть привнесены в украинское общество Крещением, не имеют никакого отношения. Я это называю попыткой власти одолжить легитимность, ведь уровень доверия к ней в обществе очень низкий. Но делает она это слишком примитивно и неуклюже».
Из православных конфессий Украины на Владимирской горке была представлена только Украинская православная церковь Московского патриархата. Других не пригласили. А значит, и Украинская православная церковь Киевского патриархата, и Украинская греко-католическая церковь будут праздновать отдельно. Напомним, в УПЦ КП на воскресенье запланирована божественная литургия во Владимирском соборе и Крестный ход к памятнику святому Владимиру, а УГКЦ будет праздновать 11–18 августа. О расколе украинских церквей во время молебна высказался Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель УПЦ (МП) Владимир. В своем выступлении он, в частности, призвал православных Украины объединиться: «Особой болью нашего сердца остается церковный раскол на Украине. Мы постоянно возносим молитвы к Богу о лечении этой тяжелой раны, и верим, что Господь откроет нам путь к преодолению раскола».
Молебен на Владимирской горке был непродолжительным (менее часа). Сразу после этого Виктор Янукович и Владимир Путин провели двустороннюю встречу (которая также была короткой – 15 минут). Глава Украинского государства поздравил президента России со знаменательной годовщиной и подчеркнул, что это праздник единения наших народов. «Я благодарен, Владимир Владимирович, лично вам за то, что вы такой командой сегодня приехали на Украину вместе с нами отметить этот прекрасный праздник единения наших народов. Мы в духе украинского гостеприимства приложим все усилия для того, чтобы этот праздник был хорошо отмечен», – сказал Виктор Янукович.
Ну а высказывания российских гостей не удивили: заявления как патриарха Кирилла, так и Владимира Путина сводились к позиции «общих корней» наших народов, «святой Руси» и т. д. Обращаясь к немногочисленным присутствующим на Владимирской горке, предстоятель РПЦ Кирилл поздравил всех с праздником и отметил, что место, где они сегодня собрались, символично и свято. «Владимирская горка – это как символ нашего общего духовного источника. Это символ Православия на нашей земле. Это символ тех духовных ценностей, которые мы приняли вместе с крещением», – сказал он.
Позже в Киево-Печерской Лавре под председательством патриарха Кирилла началось очередное заседание Синода Русской Православной Церкви. Также показательно, что Владимир Путин во время визита в украинскую столицу встретился с иерархами УПЦ (МП) и вручил им российские государственные награды. В частности, Митрополит Киевский и всея Украины Владимир удостоен ордена Александра Невского. Еще шесть митрополитов получили Орден Дружбы и почетные грамоты Президента России.
Владимир Путин говорил в аналогичном духе.»Это действительно наш общий большой праздник, который напоминает нам о нашем единстве, наших общих корнях, напоминает о том, что нами очень многое было сделано в предыдущие века вместе, и мы вместе достигли выдающихся результатов в обустройстве нашей, тогда еще общей, родины, в развитии наших территорий, наших стран, – отметил Путин во время встречи с Януковичем. – Сегодня ситуация иная, но мы полны решимости работать вместе, опираясь на все то, что было сделано нашими предшественниками».
А затем произошло событие, о котором мало кто знал на Украине, кроме, конечно, авторов и участников запланированного мероприятия. После общения с Януковичем Путин поехал к Виктору Медведчуку. Последний известен на Украине тем, что активно пропагандирует необходимость вступления Украины во всевозможные «русские» союзы. Для этого даже специально было создано общественное движение «Украинский выбор», возглавляемое Медведчуком. На сей раз представители российских интересов на Украине организовали международную конференцию «Православно-славянские ценности – основа цивилизационного выбора Украины», куда и приехал Путин. Кто-то видел анонс этого события?.. Наконец, все свелось к тому, что российский президент вновь агитировал Украину за «интеграционные процессы на постсоветском пространстве».
«Вот почему Янукович во время телетрансляции молебна выглядел рядом с Путиным таким злым, – пишет на свой страничке в Фейсбуке политтехнолог Олег Медведев. – Пригласил того будто к себе на праздник Крещения, а оказывается, на самом деле ВВП приехал к Медведчуку. И православный праздник использовал для оголтелой антиевропейской пропаганды. Кирилл в этот раз может и отдохнуть от роли комиссара «Русского мира». Его работу сделал за него Путин».
У эксперта Константина Матвиенко по этому поводу оригинальная точка зрения: «Я считаю, что сегодня Медведчук на Украине никто. И то, что Путин пытается повысить его значимость своим присутствием, выглядит нерационально и немного смешно, не говоря уже о дипломатической бестактности. Конечно, можно предполагать, что это определенные сигналы украинскому руководству, но последнему должно быть совершенно безразлично, куда там поехал Путин».
Против приезда Путина и Патриарха Кирилла на Украину на Европейской площади протестовали «Свобода» и Украинская народная партия «Рух» (отдельно). Оба митинга были, мягко говоря, немноголюдными. Митингующих было в несколько раз меньше, чем журналистов и фотокорреспондентов, не говоря уже о сотнях беркутовцев, наблюдавших за порядком в центре столицы.
На вопрос «Дня», почему так мало людей пришло на ранее анонсированную акцию протеста, народный депутат от «Свободы» Игорь Мирошниченко сказал: «Поскольку ранее постановлением суда нам запретили проводить любые митинги, мы решили не «подставлять» людей и организовать обычную встречу с избирателями. Этого народным депутатам никто запретить не может».
На «встречу с избирателями» народные избранники принесли транспаранты с надписями «Когда крестили Киев, Москвы не было в проекте», «Столица Киевской Руси приветствует гостей из провинции – Путина и Гундяева», «За единую поместную православную церковь с центром в Киеве», «Украинское православие – против московского мракобесия». Зато через дорогу от митингующих свою «хвалу» Кириллу пришли высказать несколько десятков человек, у которых в руках были соответствующие плакаты.
В воскресенье утром Виктор Янукович и Владимир Путин были уже в Севастополе, где приняли участие в освящении колокольни Святого равноапостольного князя Владимира, расположенной на территории Национального заповедника «Херсонес Таврический». Сегодня же оба президента приняли участие в праздничных мероприятиях по случаю Дня флота Украины и День ВМФ России.
Своеобразным ответом российским гостям на вышеупомянутые высказывания и задуманные геополитические конструкции было заявление Виктора Януковича, сделанное еще накануне. «Принятие христианства как государственной религии было судьбоносным историческим фактом, который вывел Украинскую Русь на новый уровень, определил ее место в поле христианских государств, дал мощный толчок для развития украинской культуры», – отметил президент в пятницу в своей речи. Некоторые считают, что Янукович обмолвился, назвав Киевскую Русь «Украинской», но не факт. Это может быть четким сигналом Кремлю.
Комментарий
Вадим Карасев, политолог, директор Института глобальных стратегий:
– В нынешнем праздновании действительно преобладает большая политика – в советском понимании этого слова. И не только потому, что были глубинные политические подтексты и большие геополитические контексты, но и потому, что сегодня православие, особенно русское, в связке президент Путин – патриарх Кирилл, стремительно политизируется. Это проявляется в навязывании западным постсоветским странам так называемых православно-славянских ценностей, которые хранят мощную историческую традицию именно от Крещения Киевской Руси. Они должны навеки духовно объединить Россию, Украину и Беларусь (прежде всего, конечно, Украину и Россию). Поэтому за духовными презентациями и религиозным мегапиаром сегодня стоят серьезные политические калькуляции, которые должны создать православную политическую общность и помешать вхождению Украины в европейскую семью, а именно подписанию Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом и Соглашения о зоне свободной торговли. Конечно, это еще не вхождение в Евросоюз, но это вхождение Украины в политическое пространство ЕС, что впоследствии может создать более благоприятные условия интеграции Украины в моральную, политическую и экономическую географию Европы.
Поэтому не случайно Путин выступает VIР-агитатором за так называемые православно-славянские ценности Украины и России, как и не случайно были изменены акценты в московской пропаганде по ситуации относительно линии «Таможенный союз – Европейский Союз». В частности, на так называемой международной конференции по православным ценностям Медведчука из уст Путина и его сторонников на Украине прозвучал тренд, мол, даже если Украина и подпишет Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС, то это будет означать изменение торговых отношений, но наши общие православные ценности мы никому не отдадим – это должно стать залогом духовного сообщества, которое будет держать Киев в орбите постсоветского мира, или, как его еще называют, «Русского мира». То есть речь не может идти о том, что Украина после торговой интеграции с ЕС будет иметь возможность интегрироваться политически и морально.
Итак, в этом празднике больше политики в смысле идеологии, ценностного конфликта, который сегодняшнее русское православие, связанное с российской государственной властью, пытается навязать Украине. То есть, с одной стороны, есть западный мир с его ненадежными ценностями, где царят ювенальная юстиция, однополые браки и другие постмодернистские безобразия, грехи и ценностный апокалипсис, а с другой – морально чистые, как детская слеза, ценности исторического православия. Понимая, что Украина, вероятнее всего, подпишет Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли, что будут сломаны экономические границы между Украиной и Европой, на этом празднике Путин и Кирилл хотели установить ценностные барьеры между Украиной и Европой, чтобы удержать нашу страну в орбите своего влияния. Выступления российских государственно-религиозных руководителей были очень показательными, они свидетельствуют об изменении идеологических акцентов прежде всего относительно Украины и будут иметь свое отражение в дипломатии, двусторонних отношениях.
Украинской власти к этому нужно идеологически готовиться, поскольку после подписания указанных соглашений с Евросоюзом идеологическое давление на Украину только усилится. А для этого есть почва: на уровне масс и некоторых групп среди провластных элит господствуют постсоветские ценности. Мало быть европейцами с точки зрения торговли – надо быть европейцами ментально-психологически. Начинается серьезный ценностно-идеологический этап схватки за Украину на постсоветском пространстве между теми, кто за, и теми, кто против утверждения европейских ценностей в нашей стране. Те, кто против, стремятся представить Европу неким олицетворением Содома и Гоморры. Такой подход культивируется на Украине, причем не только отдельными группами во власти (Партией регионов и коммунистами), которые говорят только о том, что Европа – это гомосексуализм (кстати, «почему боремся против гомосексуализма, почему не боремся против алкоголизма, коррупции на Украине и России?», но и некоторыми оппозиционными группами. Например, отдельные тезисы регионала Михаила Чечетова точно совпадают с тезисами представителя «Свободы» Игоря Мирошниченко. Таким образом, недостаточно будет подписать соглашения с ЕС – необходимо готовиться к более серьезным ценностным баталиям за Украину и душу каждого украинца. Это касается не только УПЦ МП, но и власти, которая должна думать, какую занять позицию в новой духовно-идеологической диспозиции, навязываемой Украине российским государственно-религиозным комплексом с его ставкой на православные ценности как основу резервации нынешнего постсоветского состояния.
Визит Путина на конференцию Медведчука как раз означает, что российский президент придает православно-славянской ценностной составляющей очень большое значение как во внутренней, так и в постсоветской политике. Во внутренней политике Путин уже давно сделал ставку на так называемое новое моральное большинство, под которой понимается микс: православие, консерватизм, постсоветщина. Российский президент как раз рассчитывает, что ставка на морально-консервативное, антизападное большинство сможет вытеснить креативный прозападный средний класс на обочину политической жизни. Во внешней политике это означает, что Путин сегодня фактически подошел к разрыву контракта с Западом. Экономически Россия слаба, поэтому она не является магнитом притяжения постсоветских стран. Она не может соперничать с США и ЕС, а значит, дефицит гравитации пытается пополнить за счет ценностной составляющей. Фактически сегодня Западу объявлена война на почве православно-славянских ценностей, которые могут удержать Россию и Украину от геополитического размывания в совокупном Западе. Это типичная охраняющая, консервативная, оборонительная позиция. Такая политика отсылает нас к концу XIX–XX вв. Мой совет: готовьтесь к серьезным идеологическим и ценностным баталиям, которые не столько будут предшествовать Вильнюсскому саммиту, сколько начнутся после подписания соглашений.
Конечно, определенное интуитивное понимание этой ситуации у украинской власти есть, но вряд ли имеется продуманная стратегия реагирования, а главное, участия в качестве серьезного игрока в новых идеологически-ценностных диспозициях. Вопрос даже не в том, понимает это президент Янукович или его Администрация, – вопрос в качестве нашего политического класса. Никто не желает работать с обществом, пояснять людям ситуацию на Западе. Все только говорят, что Европа в кризисе. То, что у нас нет таких бурных событий, как в Греции или других южно-европейских странах, еще не означает, что у них кризис, а у нас – стабильность. Это означает, что мы в коме. Это разные состояния. Мы не понимаем, что происходит с однополыми браками в Европе, тогда как это как раз попытка европейцев сохранить семью – даже в такой форме. Мы не понимаем, что такое ювенальная юстиция, мы многого не понимаем и не хотим понимать, потому что боимся конкуренции.
Изменения – естественное состояние, но мы не желаем перемен, потому что лучше жить в XIX в. и ездить в Европу на шопинг. Отдельным группам хорошо живется в постсоветских условиях как бенефициарам неопределенности, поскольку они имеют миллиардные состояния и подконтрольное общество. Им выгодно такое положение, потому они и затевают войну с Западом на идеологическом фронте, ведь экономически все постсоветские страны проиграли. Мы не хотим принимать европейские ценности, которые защищают права меньшинств. Но следует понимать, что сегодня меньшинства, индивиды, человеческий капитал являются источником креативности, новой экономики, которая запускается в западном мире. Через 10–15 лет она окончательно встанет на ноги и изменит экономический ландшафт мира. Об этом на Украине никто не говорит.
Поэтому, когда будут подписаны соглашения между Украиной и Евросоюзом, необходимо думать, как двигаться дальше. И выбор сегодня делается не между Европой и Россией, даже не между Европой и Китаем, а между тем, где мы – на правильной стороне истории, в авангарде нации или на обочине и периферии мирового развития.