Выбор в качестве нового шефа российского Центрального банка Эльвиры Набиуллиной парадоксальным образом больше говорит не о ней самой, а о главе Кремля Владимире Путине: как известно, его характерной чертой является способность вызывать удивление своего окружения. И лучше всего это можно сделать, если получить сначала от многочисленных экспертов списки с фамилиями кандидатов, а затем просто их проигнорировать.
Бывший министр экономики и советник президента Эльвира Набиуллина, по утверждению газеты «Ведомости», как раз и не фигурировала ни в одном списке. Очевидно, что в этом состояло ее преимущество. В понедельник вечером она стала верховным хранителем российской валюты, получив этот пост из рук достопочтенного Сергея Игнатьева.
Твердая лояльность
Преимущество 49-летней Набиуллиной состояло еще в том, что она в течение всей своей профессиональной жизни в качестве экономиста демонстрировала твердую лояльность по отношению к своим вышестоящим начальникам. В течение короткого периода времени в конце 1990-х годов она была заместителем главы одного олигархического банка, вскоре после этого она стала соавтором предвыборной программы Путина, а с 2007 года возглавляла Министерство экономического развития, и везде о ней говорили: надежна, настроена либерально, профессиональна и прежде всего лояльна.
Вопрос, которым заняты по этой причине наблюдатели, также имеет отношение к лояльности – а именно, к ее обратной стороне, то есть к недостаточной самостоятельности. Возникает вопрос: действительно ли она является «серым кардиналом»? Или всего лишь серой мышкой? Однозначного ответа нет.
Чем заметнее в России в последнее время проявляется стагнация, тем больше раздается голосов за то, чтобы Центральный банк взял на себя ответственность за экономический рост. Эксперты считают, что Набиуллина легче сможет уступить просьбе Кремля о понижении процентной ставки, чем Игнатьев это делал до нее. В любом случае Набиуллина призвала к проявлению осторожности в вопросе о понижении процента, поскольку, по ее мнению, это не всегда приводит к росту экономики, а иногда даже вызывает отток капитала и повышение инфляции. С 2008 года из страны утекло более 350 миллиардов долларов. Тенденция сохраняется.
Продолжает сохраняться и опасность роста инфляции, несмотря на эффективную борьбу с ней Игнатьева. Игнатьев в качестве цели ставил достижение уровня от 5% до 6%, тогда как Набиуллина намерена теперь сократить ее до 3-4%.
Экономический рост – это, в первую очередь, задача правительства, подчеркивает Набиуллина. И в области борьбы с инфляцией, по ее мнению, оно также должно сотрудничать – например, в вопросах тарифной политики.
Именно в области тарифной политики становятся заметными изменения в правилах игры. Путин на прошлой неделе призвал к тому, чтобы с 2014 года в течение пяти последующих лет тарифы естественных монополий увеличивались максимально до уровня инфляции предыдущего года.
Что касается введения свода финансовых правил Базель III, то здесь Набиуллина, по ее собственным словам, не собирается спешить.
И без того ей придется столкнуться с целым ворохом проблем, поскольку сферу ответственности Центрального банка в ближайшее время предполагается расширить, и он будет осуществлять функции верховного надзора за финансовыми институтами, не выдающими кредиты, - например, за страховыми компаниями.
Помимо этого, Набиуллина должна получить опыт в сохранении равноудаленности. Структура собственности не должна оказывать влияния на отношение к определенному банку, подчеркивает она. Легко сказать. В конечном итоге Центральный банк является мажоритарным владельцем акций крупнейшего в стране Сбербанка.