Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Битва за Севастополь

Каким должен быть статус города в обновленной Конституции?

© Фото : Дмитрий Метелкин Севастополь с высоты птичьего полета
 Севастополь с высоты птичьего полета
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Очень мало шансов на то, что разработки возглавляемой Леонидом Кравчуком Конституционной ассамблеи по изменению Основного Закона будут содержать что-то действительно позитивное. Еще меньше шансов, что этот гипотетический позитив будет воплощен в жизнь.

Очень мало шансов на то, что разработки возглавляемой Леонидом Кравчуком Конституционной ассамблеи по изменению Основного Закона будут содержать что-то действительно позитивное. Еще меньше шансов, что этот гипотетический позитив будет воплощен в жизнь.
 
И все же стоит обратить внимание тех, кто работает над этими изменениями, на некоторые очень важные вещи. И пусть потом никто из участников Ассамблеи или представителей власти не говорит, мол, «мы не знали», «мы не учли», «нас не предупредили».
 
При всех обстоятельствах обновленный или полностью новый Основной Закон должен максимально четко и недвусмысленно выписать принципы территориального единства Украины, всячески ограничивая возможности сепаратистского толкования его норм. В частности, в контексте открытых или скрытых территориальных претензий к государству особое значение приобретает однозначная трактовка в Конституции статуса Автономной Республики Крым и города-региона Севастополь.
 
В некоторых странах права, обязанности и ответственность автономных образований тщательно прописаны именно в конституциях. Ярким примером может служить Испания, где в Основном Законе подробно определен объем прав и обязанностей Каталонии, Галисии, Страны Басков, Андалузии, Арагона и др.. Поэтому стоит понятнее изложить и в Конституции Украины особенности отношений между центральной властью и властью АРК, порядок функционирования и сферу полномочий Верховной Рады Крыма, порядок формирования и роспуска его правительства, отметить отсутствие права сецессии (отделения) автономии. Учитывая последние реалии, не мешало бы специально уточнить, что местные референдумы могут быть осуществлены только в пределах соответствующей компетенции, т.е. село, поселок, район, город, область и АРК не могут решать вопросы, находящиеся в ведении Украинского государства, присваивать функции Верховной Рады Украины.
 
Особый интерес в этом контексте представляет город-регион Севастополь. Автор этих строк является севастопольцем в четвертом поколении, а потому неплохо знаком с тамошними реалиями. Уже много лет местные (и не только местные, и не только украинские) энтузиасты активно лоббируют закон о статусе этой территориальной единицы. К сожалению, практически все проекты такого документа для Украины неприемлемы, так как не учитывают реалий страны и города. В частности, инициаторы закона обусловливают потребность в нем тем, что Севастополь, в отличие от Бердянска, Скадовска или других городов, не имеет своего мэра, а руководящие текущие функции в нем осуществляет глава государственной администрации, которого назначает президент. Эти энтузиасты проявляют лукавство, делая вид, что Севастополь как город не отличается от Скадовска или Бердянска. Ведь речь о целом регионе, который охватывает довольно большую территорию с Белокаменском (Инкерманом) и Балаклавой, несколькими поселками и селами. То есть, это такая мини-область, морские границы которой являются одновременно государственными для Украины. На ее территории дислоцируются войска Российской Федерации и расположена главная база отечественных Военно-морских сил. База РФ в севастопольском регионе не является компактной, ее гарнизоны разбросаны по всему городу, и никакой границы между базой и «не-базой» не существует.
 
По меньшей мере, 15% населения в городе составляют граждане Российской Федерации, а людей с двумя паспортами гораздо больше. Сколько, точно неизвестно, но вероятно, что в целом первых и вторых – около половины взрослого населения. В Севастополе действуют органы Федеральной службы безопасности РФ, Службы внешней разведки, Главного разведывательного управления, Генштаба Вооруженных сил РФ и даже военная прокуратура ее Северо-Кавказского армейского округа, печатаются, как минимум, два десятка газет антиукраинского направления. Из четырех местных телеканалов лишь один лоялен к нашему государству.
 
Итак, Севастополь не Житомир и не Полтава, это город, где стоят иностранные войска, где население постоянно подвергается информационному, политическому, культурному и психологическому давлению из-за границы. При таких условиях там должно функционировать до окончания срока пребывания Черноморского флота Российской Федерации на украинской территории прямое президентское правление в форме государственной администрации, но целесообразность существования городского совета вызывает серьезные сомнения. На протяжении всех лет независимости Украины именно Севастопольский горсовет выступал главным генератором сепаратистской активности в городе, очень далеко выходя за пределы своих полномочий и беря на себя функции чисто политического органа.
 
Поэтому, учитывая особые обстоятельства Севастополя, такой орган, как городской совет, полезно было бы отменить. После вывода российского флота и наземных войск к этой проблематике можно вернуться, идентифицировав систему тамошнего городского самоуправления с остальными городами Украины.
 
А вместо закона о статусе Севастополя нужно четко прописать соответствующие нормы в Конституции. Все проекты такого закона более или менее выводили город за пределы правового поля Украины, юридически обосновывая претензии на его положение как государства в государстве. Чего стоят только требования относительно участия этой административно-территориальной единицы в определении внешней и военной политики Украинского государства, на роль почти равноправного участника переговоров о пребывании иностранных войск на украинской территории и т.п. Кстати, все особенности администрирования в Севастополе связаны лишь с фактом присутствия там иностранных войск. После закрытия военной базы РФ исчезнет и потребность в особом статусе. Тогда нужно будет только четко разделить в пределах прав Севастополя те, которые принадлежат городу и региону, чтобы не происходило бюрократических игр, спровоцированных двойным положением.
 
А пока статус города-региона Севастополя должен быть выписан в Конституции так, чтобы не оставлять никаких возможностей для сепаратистских спекуляций как на Украине, так и за ее пределами и не поощрять местные структуры, которыми манипулируют из-за границы, к деструктивным действиям. Другое дело, что идея отдельного города-региона за годы независимости Украины прочно укоренилась в сознании севастопольцев, и поэтому даже некоторые деятели АРК обвиняют их в локальном сепаратизме. Однако все призывы к отказу от нынешнего статуса и возвращение в состав Крыма (как это было во времена РСФСР и УССР) не имеют поддержки среди местных жителей. То есть теперь Севастополь все-таки должен остаться 27-м регионом Украины, но с четко прописанными функциями, правами и ответственностью в правовом поле государства.
 
Теоретически обновленная или новая Конституция дает возможность укрепить единство Украины, нормализовать отношения между Киевом и регионами, усилить центростремительные и ослабить центробежные тенденции. Впрочем, практически, к сожалению, шансов на это очень мало. Но было бы большой и непростительной ошибкой даже не поставить этого вопроса.
 
Перевод: Антон Ефремов.