Кризис вызвал в гражданах растущую неприязнь к политике. Эта неприязнь не ставит под вопрос демократическую систему, хотя и порождает сомнения в ее способности добиться того, чтобы выход из кризиса произошел быстро и слаженно. Преодолеть эту неприязнь крайне важно. Для этого необходимо понять, что причины кризиса имеют всемирный, европейский и национальный масштаб, причем в каждом из них ошибки и упущения отрицательно сказываются на демократической системе и вызывают неприязнь гражданского общества. С одной стороны, граждане понимают, что хотя корни кризиса и уходят в финансовый сектор, бремя кризиса, тем не менее, неравномерно распределяется по странам, социальным группам и участникам экономической деятельности. С другой стороны, они видят, что Евросоюз, который с самого момента становления демократии был стратегическим союзником в деле проведения реформ, приведших к росту благосостояния и сплоченности общества, действует как-то криво и недемократично. И, наконец, граждане четко понимают, до какой степени политическая система Испании, серьезно расшатанная, превратилась в фактор, усугубляющий кризис.
В первую очередь давайте вспомним о том, что истоки кризиса кроются в финансовых рынках. Их рост за последние два десятилетия имел положительные последствия, поскольку высокая доступность кредитов позволила профинансировать потребление и инвестиции, а также, как следствие, экономический рост наших стран и создание в них рабочих мест. Однако в то же время недальновидность многих участников рынка, непоследовательное применение законодательных норм и недостаточный контроль привели к избыточным рискам, в итоге оказавшимся роковыми для всего финансового сектора, вынудив государство выделить бюджетные средства для его спасения.
Принятие мер, обеспечивающих лучшее функционирование рынков, необходимо как с точки зрения логики экономической эффективности, так и политической и демократической законности. Если эти меры не будут приняты, глобализация утратит свою легитимность, и демократическим общества придется противостоять набирающим силу популистским движениям. Чтобы избежать неуправляемости и утраты легитимности, необходимо более строгое и последовательное применение законодательных норм как в отдельно взятых странах, так и в мировом масштабе. И еврозона призвана сыграть в этом решающую роль, указав своими действиями путь другим как внутри ЕС, так и за его пределами, а также требуя сохранения легитимности, непосредственно связанной с эффективностью законодательных норм, которые были серьезно нарушены за последнее десятилетие.
Во-вторых, давайте согласимся с тем, что не будучи причиной кризиса, европейцы страдают от него из-за отсутствия двух элементов. Первый носит чисто технический характер, поскольку в начале кризиса у ЕС не было необходимых инструментов для того, чтобы ему противостоять: ни законодательных барьеров, которые воспрепятствовали бы распространению задолженности из частного сектора в государственный и наоборот, ни механизмов воздействия на долговые рынки и ослабления давления на финансовые системы государств-членов. Второй элемент уже пропитан политическим содержанием, поскольку возникло принципиальное разногласие между странами кредиторами и должниками относительно истоков кризиса и, соответственно, относительно мер по его преодолению. Одновременное отсутствие этих двух элементов –технического и политического- вынудило ЕС взять за основу такую модель принятия решений, которая может быть охарактеризована как «слишком мало», «слишком поздно» и «слишком разрозненно».
Выход еврозоны из кризиса требует большей централизации власти и углубления демократии на европейском пространстве: меры жесткой экономии и структурные реформы сами по себе не выведут нас из кризиса. Если мы хотим, чтобы общество вновь поверило в ЕС, то мы должны поддержать этот процесс, вовлекая в него как можно большее количество граждан. Для восстановления легитимности Европе необходимо предпринять шаги в области достижения результатов и работы учреждений. Если говорить о первой, то необходимо внести изменения в нынешнюю неэффективную политику.
Для этого Берлину необходимо признать, что механический перенос на другие европейские страны тех мер строгой экономии, которые он применил у себя в прошлом десятилетии, не только не дает практической отдачи, но и политически неоправдан. Второй вопрос – работа учреждений. Национальную демократию в Европе следует дополнить новыми учреждениями и новыми юридическими процедурами. В настоящее время юридические процедуры в ЕС осуществляются лишь косвенным путем, поскольку Европарламент не обладает достаточными полномочиями и не избирает настоящее правительство. Таким образом, нам следует повысить способность европейских институтов действовать самостоятельно. Я имею в виду прежде всего Еврокомиссию и Европарламент, представляющих общеевропейские интересы, которые должны положить конец перегибам и асимметрии власти в Совете Европы, Еврогруппе, Европейском Центробанке и в Берлине.
В-третьих, давайте согласимся с тем, что, поскольку проблемы евро в равной степени затрагивают все государства-члены, острота кризиса напрямую зависит от качества демократии и государственных учреждений. В Испании, как и в других странах Южной Европы, кризис усугубился плохой работой главных государственных органов: правительств, политических партий, контролирующих учреждений, парламентов, судов и местных органов власти. Эти внутренние недостатки не только усугубляют наш кризис, но и значительно затрудняют выход из него.
Кроме того, Испания очень слабо представлена и недостаточно активна на европейском пространстве. И вследствие этого она не может с достаточной ясностью довести до сознания некоторых из наших партнеров по ЕС, что выход из кризиса непременно предполагает укрепление бюджета и проведение структурных реформ, а это, в свою очередь, требует поддержки со стороны общеевропейской политики и обновления госучреждений еврозоны. Драма безработицы в Испании, подпитывающая политическую неприязнь, требует изменения экономической политики и формата государственных учреждений ЕС, но вследствие своей политической слабости в Европе Испания не в состоянии на данный момент осуществить подобные изменения.
Эта государственная слабость привела к историческим изменениям в позиции Испании внутри Евросоюза и в восприятии ЕС испанцами. ЕС перестал восприниматься как катализатор реформ, как решение проблем Испании, поскольку сам стал проблемой, требующей решения. От гордого осознания себя частью Европы Испания опустилась до ощущения своей экономической ущербности и политической несамостоятельности.
Из партнеров и активных субъектов европейской интеграции мы превратились в объект недоверия. Как следствие, за нами пристально следят и выставляют всяческие условия. В силу вышеописанных причин испанцы все менее отождествляют себя с Европой и все больше чувствуют некое подчиненное положение, не имея возможности принимать решения. По этой причине Испания должна бороться за восстановление равновесия внутри ЕС как в экономическом плане, где мы наблюдаем опаснейшую дифференциацию между центром и периферией, кредиторами и должниками, так и в области органов власти, поскольку власть переместилась из Еврокомиссии и Европарламента в Совет Европы, Европейский Центробанк и в Берлин.
В прошлом многие в Испании думали, что усиление общеевропейских органов управления и собственных государственных учреждений были задачами, противоречащими друг другу. И все же нынешний кризис показывает обратное: Европа настолько сильна или настолько слаба как в вопросах управления экономикой, так и демократической легитимности, насколько сильны или слабы входящие в нее государства. Если мы хотим прекратить дальнейшее распространение неприязни, то необходимо, чтобы граждане вновь обрели способность действовать и осуществлять демократический контроль на трех уровнях: на государственном, реформируя и совершенствуя деятельность наших учреждений; на европейском, укрепляя валютный союз и европейские руководящие органы; и на общемировом, совершенствуя регулирование финансовых институтов и налоговых органов. Выйти из кризиса настолько просто и в то же время настолько сложно, как исправить наши собственные ошибки и пройти обратно весь путь, который нас в него завел.
Хосе Игнасио Торребланка пишет от имени Гражданского кружка общественного мнения, членом которого является.