Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Профессор Акихиро Ивасита выдвинул теорию «Два острова плюс альфа», не подразумевающую возврат всех четырех островов. Сейчас общественное мнение, для которого раньше было шоком услышать о разделе территории, изменилось – сторонники теории возврата всех четырех островов уже в меньшинстве, говорит профессор.

Давайте отойдем от истории в вопросе урегулирования территориального спора. В своей первой книге «Проблема Северных территорий» (издательство «Тюко синсе»), получившей премию критика Дзиро Осагири восемь лет назад, профессор Центра славянских исследований университета Хоккайдо Акихиро Ивасита выдвинул теорию «Два острова плюс альфа», не подразумевающую возврат всех четырех островов. Автор повторно поднимает этот вопрос спустя восемь лет в своей новой книге «Ключ к решению проблемы Северных территорий, Такэсима и Сенкаку» (издательство «Асахи синсе»). В ней он приводит три принципа, которые можно применить для решения вопроса Северных территорий, а также островов Такэсима и Сэнкаку, предлагает конкретные и подробные шаги.

Предложения подходят и для решения проблемы Такэсима и Сенкаку

Три принципа заключаются в отходе от истории, применении способа 50/50, который обсуждался и в предыдущей книге, а также максимальном уважении интересов местных жителей и рыбаков.

Неожиданно, что первый принцип он извлек из предложения Кавана в переговорах по Северным территориям 1998 года. Предложение Кавана было в следующем: «Если государственная граница будет утверждена между островами Итуруп и Уруп, то статус четырех островов будет согласован с законом, а сами острова можно не передавать Японии», однако Россия ответила отказом.

Профессор Ивасита считает, что такое предложение означало «революцию сознания» в Японии, которая прощала России историю с нарушением советско-японского пакта о нейтралитете и кражей всей Курильской гряды.

«Я не знаю, были ли у Японии такие намерения. Однако в то время велись переговоры с Китаем о демаркации границы, и Россия, видимо, решила отложить этот вопрос», - говорит он. 

Конкретный план по отделению истории от территорий состоит в подготовке почвы для исторического диалога с соседними странами и регионами, а затем, используя эту площадку, снижении влияния истории на связанный с ней территориальный вопрос.

Собеседники должны выслушивать любые требования, вежливо отвечать. Однако даже если Япония простила Россию, то простят ли Японию Китай и Южная Корея?

«До недавнего времени Китай пытался выстраивать отношения с окружающими странами, не касаясь истории. Исторический вопрос – это палка о двух концах, если слишком сильно давить на один конец, то другой может больно ударить в ответ. Возможно, для Японии это было бы результативно, но что будет в итоге? Конечно же, для Китая, Тайваня и Южной Кореи Япония была противником в войнах, колонизатором и создателем марионеточных государств. Японские историки, которые имеют дело с той эпохой, должны быть осторожными и сдержанными».

После ознакомления с первым принципом предложение на основе второго и третьего принципов представляет собой большой интерес.

Предлагается два варианта морских и сухопутных границ на Северных территориях. Их цель - развивать путем сотрудничества России и иностранных государств эти особые территории, которые из-за неопределенности границ пришли в упадок. Предложение «А» помимо двух островов объявляет морскую территорию вокруг Кунашира и зону вокруг Томари в западной части этого острова свободной портовой зоной. Предложение «Б» оставляет за Россией остров Шикотан в обмен западную часть острова Кунашир. Это не «два острова плюс альфа», но в таком случае расходы на восстановление будут меньше, а площадь акваторий Сиретоко расширится.

Что касается островов Такэсима, то вопрос об их территориальной принадлежности следует оставить до последнего, а затем признать право пользования морским пространством за той страной, которой будут принадлежать острова, установив «мир на море».

В вопросе островов Сенкаку нужно создать полугосударственный фонд по охране природы, сделать острова «частным владением», отразить мнения жителей Мияко и Яэяма и остановить неразбериху в договоре о рыболовстве между Японией и Тайванем, который был подписан в апреле этого года. Ведь вопрос островов Сенкаку имеет больше отношения к Тайваню, чем к Китаю.

Эти систематизированные соображения и предложения родились в результате восьмилетних исследований. Автор познакомился с исследованием государственных границ во время пребывания в Институте Брукингса в США, он пешком обошел приграничные районы Японии и пообщался с местными главами муниципалитетов.

После получения произведением премии ежемесячный журнал «Сэйрон», выпускаемый газетой Санкей, обрушился на него с критикой, которая была собрана в отдельную книгу под оскорбительным названием «Предатель».

«Ничего страшного тогда не произошло, жду с нетерпением, что мне скажут на этот раз. Наверное, что я продал свою родину. Однако сейчас общественное мнение, для которого в то время было шоком услышать о разделе четырех островов, изменилось – сторонники теории возврата всех четырех островов уже в меньшинстве».

Но даже в этом случае книга, скорее всего, вызовет многочисленные споры, неизвестно лишь, насколько сильные.