Лидер Кубы Рауль Кастро в прошлую пятницу широко отпраздновал 60-ю годовщину штурма казарм Монкада, который положил начало кубинской революции. Это событие можно также отметить как величайшее политическое и экономическое фиаско за последние шесть десятилетий в Латинской Америке.
Это правда, что многие из нас, особенно те, которые не родились на острове - в течение многих лет смотрели на "кубинскую революцию" с романтическим восхищением. Но даже если оставить в стороне тот факт, что кубинские революционеры свергли одну диктатуру, чтобы установить другую, статистика последних шести десятилетий говорит о тысячах бессмысленных смертей, о массовой эмиграции, которая разделила почти все с кубинские семьи, об экономическом коллапсе, каких не так уж много в мире.
В 1958 году, когда лидер кубинских революционеров Фидель Кастро пришел к власти, доход на душу населения составлял 356 долларов. Куба занимала третье место в Латинской Америке по уровню экономического развития, рассказал Кармело Меса Лаго (Carmelo Mesa Lago), профессор Питсбургского университета, автор недавно вышедшей книги "Куба в эпоху Рауля Кастро" и один из самых известных международных экспертов в области кубинской экономики.
Для сравнения, в 1958 году в Коста-Рике и Южной Кореи доход на душу населения был менее 100 долларов в год и они были намного беднее, чем Куба. Посмотрите, как все изменилось с тех пор. Согласно статистике Всемирного банка, Южная Корея, которая с начала 1960-х годов открыла двери для иностранных инвестиций, в настоящее время имеет годовой доход на душу населения в размере 22600 долларов, в Коста-Рике - 9400 долларов в год, на Кубе - 5400 долларов. По мнению Месы Лаго, который провел ряд исследований - эти данные завышены кубинским руководством путем различных манипуляций статистическими данными.
Согласно данным Всемирного банка, в Южной Корее на тысячу населения страны приходится 276 автомобилей, в Коста-Рике - 135, на Кубе всего 21 автомобиль. В Южной Корее 37 % процентов населения имеет доступ к высокоскоростному интернету, в Коста-Рике 9 %, на Кубе только 4 %. В то время как Южная Корея превратилась в глобальный центр промышленной и электронной промышленности с такими известными брендами как Samsung и Hyundai , Коста-Рика построила высокотехнологичные заводы, как, например, Intel , Куба в отличие от них стала промышленной пустынью.
На острове Свободы так и не удалось достичь уровня 1958 года по производству сахара и сигар. Согласно официальным данным, производство сахара упало с 859 тонн на одну тысячу населения страны до 106 тонн. За этот же период производство сигар снизилось с 92 тысяч штук на одну тысячу населения страны до 26 тысяч.
Кубинцы любят шутить, и на вопрос о трех главных достижениях кубинской революции отвечают, что это: здравоохранение, образование и национальное достоинство. На вопрос, а какие самые большие неудачи революции? Отвечают: отсутствие завтрака, обед а и ужина.
В настоящее время уровень здравоохранения и образования на Кубе значительно снизился, а национальное достоинство находится под сомнением, так как страна после победы революции была экономически зависимой от СССР, а после его распада от Венесуэлы.
Сегодня средняя продолжительность жизни на Кубе составляет 79 лет, такая же, как в Коста-Рике, и на два года ниже, чем в Южной Корее (81 год). Никто не умаляет заслуг кубинцев в том, что Куба смогла стать первой страной в Латинской Америке победившей неграмотность, но в настоящее время уровень высшего образования оставляет желать лучшего.
В рейтинге ведущих университетов Латинской Америки (QS World University Rankings) Гаванский университет занимает 81 место и уступает университетам в Бразилии, Мексике, Чили, Колумбии, Аргентине, Коста-Рике, Венесуэле и Парагвае.
Когда я поинтересовался у Кармелы Месы Лаго, что он думает по поводу так называемых «рыночных реформах», проводимых генералом Раулем Кастро, то он мне ответил, что нынешние реформы самые радикальные на Кубе после революции, но проблема в том, что чрезмерное регулирование, бюрократический контроль и высокие налоги, мешают их проведению.
Мое мнение
Когда я прочитал выступления президентов Уругвая, Боливии и других стран, принимавших участие в праздновании 60-й годовщины штурма казарм Монкада, то они все на один лад восхваляли достижения и успехи кубинской революции. У меня возникает вопрос: если Куба является такой успешной страной, а ее народ так счастлив, то почему тогда кубинское правительство за последние шесть десятилетий не разрешает провести свободные выборы?
Ответ очевиден. Правящий режим на Кубе знает, что революция провалилась, а в случае проведение свободных выборов он их проиграет.