История с аварией под Подольском с участием водителя-армянина вызвала в Армении волну возмущения. Вид изможденного горем человека, которого кто-то одел в женский халат, вверг общественность в настоящий шок. Представители различных социальных групп провели у посольства России акции с требованием уважать достоинство человека.
Реакция посольства России и тех людей в Армении, кто во всем оправдывает Россию, была ожидаемой – это было расценено как «антироссийская истерия и попытка подрыва армяно-российских отношений». То есть, если общество требует уважать достоинство и элементарные права человека, то это истерия и попытка подрыва отношений, хотя об этом никто в армянском обществе даже не заикнулся. И если подобная реакция посольства России понятна, то позиция данной части армянского общества не совсем ясна.
В Армении нет никакой антироссийской истерии, нет вообще русофобии, тем более, попыток подорвать отношения. Подобные оценки реакции армянской общественности имеют сугубо политический подтекст и полностью умещаются в политике Москвы в отношениях с Арменией. Москва таким образом дает понять, что не собирается менять политическую логику. А логика довольно прозрачна: несмотря на внушительную договорную базу стратегического союзничества, Россия предпринимает шаги, игнорирующие интересы Армении. У Москвы в регионе другие приоритеты, и она руководствуется ими. В этом нет ничего предосудительного, это дело данного государства.
А каковы задачи армянского общества? Не реагировать на все это и только оправдывать? В конце концов, причиной подобного отношения к армянам всегда была уверенность Москвы в том, что армяне никогда не станут протестовать и не потребуют уважения к договорной базе. Так было десятки, сотни лет. А сейчас общественность стала задавать простые вопросы, поскольку это касается безопасности и суверенитета. Так что, дело не в политике России. Дело в адекватности армянского общества собственным интересам и задачам.
В акциях у посольства России приняли участие представители различных слоев армянского общества, и это, вроде, впервые. Возможно, в ходе акций и в прессе звучат острые и порой неадекватные оценки, но называть это «антироссийской истерией» имеет целью, как минимум, подменить понятия. А по максимуму это может привести к тяжким последствиям.
Время, конечно, расставит все по местам, и состоятся нормальные политические дебаты по характеру и перспективам армяно-российских отношений. Но для этого необходимо, чтобы армянское общество проявило качества, которые до сих пор не проявлялись. Эти качества сводятся к исключению радикализма различного толка, «истерии» и к осмыслению собственных интересов. Тогда Армения станет востребованным партнером не только для России.