Для каждого желающего приобрести билет на футбольный матч вводится электронная карта с информацией об имени, фамилии, персональном идентификационном номере гражданина Турецкой Республики и фотографией.
Вход на стадион в качестве зрителя теперь возможен только с помощью такой карты. И дело не столько в том, чтобы посетить матч, купив подобный билет. Теперь каждый посетитель будет зарегистрирован. Лидеры некоторых фан-клубов выражают сомнение в необходимости электронного билета и выступают за его отмену. В ответ на это министр молодежи и спорта Суат Кылыч заявляет: «Решение о введении или отмене билета не принимает ни президент, ни парламент... Эта мера позволит обеспечить мир на трибунах».
В соответствующем законе продумана каждая деталь, вот некоторые из норм, закрепленных в Законе о препятствовании насилию в спорте:
– Подсчитывается точное количество зрителей на стадионах. Кто где сидел, с кем разговаривал, не сорил ли шелухой от орехов и семечек, или случайно не скандировал речевки в пользу поддерживаемой команды – теперь все под контролем.
– Для обеспечения безопасности стадионы оснащаются видеокамерами и другим специальным оборудованием.
– Зафиксированные видеоизображения и подготовленные документы передаются в соответствующую инстанцию по обеспечению безопасности спорта.
Политических лозунгов нет
Через две недели состоятся первые футбольные матчи нового сезона. Руководство Партии справедливости и развития взволновано. Беспокойство связано с тем, чтобы не допустить отражения событий в Гези на футбольных полях. Власти начинают предпринимать действия по применению имеющегося в их распоряжении закона.
– Контроль билетов и зрителей осуществляется футбольной федерацией. С этой целью создается Централизованная система контроля. Доступ к полученным системой данным открыт для министерств финансов и внутренних дел.
– В каждом иле и ильче из представителей полицейского управления, командования жандармерии, местных органов по делам молодежи и спорта, футбольных клубов будут созданы советы спортивной безопасности, подконтрольные вице-губернатору.
– Аналогичные требования действительны в отношении баскетбола, волейбола и гандбола.
Говоря о достоинствах закона, Суат Кылыч предупреждает лидеров фан-клубов: «Мы не хотим слышать политические лозунги на матчах».
Вместо зрителя робот
Если закон ориентирован на предотвращение насилия, то о какой связи между политическим лозунгом и насилием идет речь? Связи нет. Это спортивная мера однородного общества. Как и норма «три ребенка в семье» или алкогольный запрет, этот закон по всеобщему укрощению, который только в некоторой степени касается предотвращения насилия на матчах. Закон вышел в свет за два года до событий в Гези, в апреле 2011 года. И он соответствует логике действующей власти.
Создается впечатление, что на матчах будут находиться не спортивные болельщики, а сконструированные правительством роботы. Судя по присутствию в числе зрителей на стадионе полицейских в штатском, которые будут на посту через каждые 100 метров, вопросы отпадают сами собой. Цель – не допустить насилия.
Определение Гитлера
Закон очень похож на спортивные правила в гитлеровской Германии. При создании социально однородного общества Гитлер использует культурную, образовательную, правовую и, конечно же, спортивную сферы.
Нашему закону не достает, пожалуй, только определения спортивного болельщика и тех, кто посвящают свою жизнь спорту. У Гитлера нет такого пробела: «Спортсмены будут светловолосыми, голубоглазыми с выступающими вперед скулами. Спорт, как и культура, образование, закон, будет контролироваться министерством общественного просвещения и пропаганды». Вопрос был решен.
Все жалобы к одному прокурору
Около 300 человек, пострадавших от перечного газа и дубинок или в какой-либо форме столкнувшихся с насилием со стороны сотрудников полиции, обратились с жалобами в прокуратуру. Они ищут справедливости и возможности реализовать свои права.
Адвокат из Коллегии адвокатов Стамбула Хасан Кылыч сообщает: «Случаи, послужившие поводом для обращения с жалобой, различны, отличаются также место и дата происшествий, в поисках справедливости обратились около 300 человек, предположительно пострадавшие от полиции в ходе акций в Гези. Однако, по полученным сведениям, все эти обращения были переданы одному и тому же прокурору. Невозможно, чтобы один прокурор рассматривал такое количество разных случаев. Вместе с тем расследование должно быть проведено как можно скорее».
Как наглядно демонстрирует эта ситуация, люди не могут воспользоваться своими правами. Хасан Кылыч добавляет: «Отсутствие справедливости и нарушение прав означает уничтожение правового государства и утрату доверия к властям».