Покидающий свой пост генеральный директор ВТО Паскаль Лами (Pascal Lamy) самокритично подводит итоги своей работы и считает, что у его преемника будут хорошие шансы для того, чтобы добиться большей либерализации.
С сентября 2005 года Паскаль Лами является генеральным директором Всемирной торговой организации (ВТО), штаб-квартира которой расположена в Женеве. Но теперь все заканчивается, и в конце месяца, после двух сроков полномочий, этот 66-летний француз покидает свой пост и передает руководство ВТО в руки своего преемника Роберто Азеведо (Roberto Azevedo) из Бразилии.
Тот, кто в эти дни посещает Лами в штаб-квартире ВТО, расположенной в идиллическом месте на берегу Женевского озера, с некоторым удивлением обнаруживает, что глава организации не утратил своего постоянно демонстрируемого оптимизма. «Вероятность достижения результатов на министерской конференции на Бали в декабре этого года по вопросу облегчений в торговле составляет две трети», - бодро заявляет Лами.
На Бали речь пойдет не только о снижении пошлин, но и о сокращении бюрократических преград, то есть именно о тех малых и больших неприятностях, которые усложняют жизнь в трансграничной торговле и которые, как считают специалисты, приводят к удорожанию примерно на 10% всех транзакций. В упрощении таможенных формальностей должны быть заинтересованы все 159 стран-членов ВТО. Однако до летнего перерыва так и не удалось достичь согласия относительно принципов этого соглашения. В сентябре должна наступить ясность, если встреча на Бали окажется содержательной. Достижение там согласия было бы первым успехом для преемника Лами. И он все сделает для того, чтобы этого добиться.
Основы для подобного результата уже попытался заложить Лами, действуя, как всегда, упорно и ведя переговоры со всеми сторонами. За усилиями по достижению торговых облегчений просматриваются два процесса, которые с 1999 года оказывали влияние на период пребывания в должности бывшего еврокомиссара и превратившегося в сторонника свободной торговли социалиста.
Во-первых, товары становятся все более мультинациональными - сырье из Африки, дизайн из Европы, а производство в Азии. Если бы не было ВТО, то ее следовало бы придумать, считает Лами. «Разветвление цепочки производства вновь создаваемой стоимости по всему миру делает либерализацию торговли еще более важным делом», - отмечает он в беседе с корреспондентом Frankfurter Allgemeine Zeitung.
Второе направление - это увеличивающийся сдвиг север-юг, происходивший в течение всего периода пребывания Лами в этой должности. Сегодня, по его словам, ситуация такова: «Более половины совокупных экономических показателей и мировой торговли приходятся на развивающиеся страны, а также страны с развивающейся экономикой». Назначение инсайдера ВТО Азеведо новым генеральным директором в этом смысле не вызывает удивления.
Большой темой во время пребывания Лами в должности генерального директора стал охвативший весь мир переговорный марафон, который весьма активно был начат в 2001 году в Дохе, в 2008 году почти достиг намеченной цели, однако с тех пор почти зачах. Лами до сих пор отказывается признавать, что очередной раунд переговоров закончился провалом. Сложно сказать, в какой степени за многочисленными словами уходящего генерального директора следовали недостаточные действия. Возможности этой должности ограничены. Власть находится в самих странах-членах, а решения принимаются единогласно.
Лами не скрывает, что неудача начавшегося в Дохе раунда переговоров является для него самым большим разочарованием. Однако противоречия между Соединенными Штатами и Индией и Китаем в 2008 году так и не были преодолены. По мнению Лами, не хватило «доброй воли» со стороны великих держав, не в последнюю очередь в области аграрной политики. Свою собственную роль он сегодня оценивает вполне критично. «Задним числом я могу сказать, что мне следовало бы еще более активно выступать в качестве посредника между противоборствующими сторонами», - отмечает он в ходе беседы.
Тем не менее прошедшие годы не были напрасными. Как одно из самых значительных достижений Лами может записать на свой счет программу «Помощь торговле» (Aid for Trade). За счет создания соответствующих институтов, а также обучения персонала у развивающихся стран впервые появилась возможность участвовать в мировой торговле. «Во время моего пребывания в должности генерального секретаря более бедные страны получили около 200 миллиардов долларов», - подчеркивает этот француз, подводя своеобразный итог.
Путь от развивающейся страны к стране с развивающейся экономикой не является прямым. Лами приводит в качестве примера Малайзию. Эта азиатская страна закачала немало денег в создание своей собственной автомобильной промышленности, но все напрасно. Сегодня, опираясь на свои сильные стороны, эта страна успешно работает в автомобильной отрасли, занимаясь поставками резиновых изделий.
Во время срока полномочий Лами в ВТО было принято около дюжины новых членов. Прежде всего, следует сказать о Китайской Народной Республике, а также о России. После вступления России в 2012 году эта организация охватывает примерно 96% мировой торговли. Время покажет, насколько эти авторитарно управляемые великие державы будут чувствовать свои обязанности по отношению к либеральной модели торговли. Индустриальные государства постоянно высказывают сомнения на этот счет.
В случае Китая в последнее время можно привести в качестве примера вопрос о предполагаемых демпинговых ценах при экспорте модулей солнечных батарей. Что касается России, то можно назвать введение утилизационного сбора для импортируемых автомобилей. «Протекционизм» является пугалом для ВТО, однако Лами пока спокоен в этом отношении. Протекционизм в ходе последнего экономического кризиса оказался единственной собакой, которая никого не укусила, заявил он в январе на Всемирном экономическом форуме в Давосе.
Одновременно растет число двусторонних соглашений о свободной торговле. Лами постоянно не соглашался с тем, что они создают конкуренцию его организации, которую он охотно называет «Центром превосходства» (Center of Excellence). По поводу начавшихся недавно переговоров о заключении соглашения о свободной торговле между Евросоюзом и Соединенными Штатами Лами пока прямо не высказывается, однако из его намеков можно заключить, что участвующие в переговорах партнеры переоценивают шансы на его скорое заключение.
Лами - вечный искусный оратор? Некоторые критики придерживаются именно такой точки зрения. Лами в ответ говорит об ограниченных властных полномочиях генерального секретаря. В конце срока своей работы в качестве своего рода предупреждения в адрес своего преемника он говорит о необходимости проведения глубоких реформ.
«Секретариат ВТО должен получить право выступать с собственными предложениями по вопросам торговли, - подчеркивает он. - Кроме того, национальные министры должны более регулярно и более интенсивно участвовать в обсуждениях». Работа посла в Женеве - этого во многих случаях недостаточно, и здесь Лами, несомненно, прав. По его мнению, начавшийся в Дохе раунд переговоров закончился провалом не из-за необходимости достижения единогласия, а по причине существующих противоречий между важными игроками.
Дискуссия по поводу «открытых рынков» в последние годы изменилась. Раньше темой были пошлины, применяемые для защиты производителей. В последнее время на первый план выходит защита потребителя. По словам Лами, это отмечается во многих областях - от технического прогресса до норм в области здравоохранения. В этом случае речь идет не о снижении или отмене, а о выравнивании. «Профиль ВТО как раз в этом месте должен быть заострен», - подчеркивает генеральный директор. Пока Лами не говорит о том, чем он будет заниматься после 1 сентября. Однако он не хочет исчезнуть где-нибудь в частной сфере. «После такого долгого периода нахождения на международной арене так просто я не готов с ней распрощаться», - заявляет он уже сейчас.