Россия, как показали последние события, решила приняться за борьбу с украинскими конфетами «Рошен» со всей серьезностью. То есть не только запретить ввоз сладостей на территорию от Калининграда до Камчатки, но и натравить на отечественного производителя других членов Таможенного союза: Белоруссию, Казахстан и Таджикистан. Впрочем, без особого успеха. В последний торговой войне против Украины наш стратегический партнер не выглядит безоговорочным фаворитом.
Для азиатов шоколад не вреден
Наши соседи-сябры сообщили лишь о принятых мерах, чтобы опасная, по мнению россиян, продукция не попала в РФ через их территорию – между Россией и Белоруссией, как известно, границы нет. Поэтому продукцию, произведенную на заводах «Рошен», отныне не будут пропускать белорусские таможенники. Что же касается внутреннего рынка, то своего решения – безопасны ли «рошеновские» шоколадки для желудка рядового белоруса или, может, вредят так же, как и российскому – официальный Минск на время, когда верстался этот номер, еще не сформулировал. «Осуществляем отбор проб для проведения лабораторных исследований», – сообщили в министерстве здравоохранения Белоруссии.
Зато в среднеазиатских республиках медицинская отрасль работает быстрее. Вчера стало известно, что бензопропирен, который якобы обнаружил в украинских сладостях строгий главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, не заметили ни в Таджикистане, ни в Казахстане. «Мы проводим постоянные проверки продуктов, ввозимых в нашу страну. В продукции «Рошен» ни разу не было обнаружено недостатков. Но после того, как в российских СМИ появились сообщения на эту тему, мы снова начали проверки. Но того, о чем сообщал Госпотребнадзор России, не обнаружено», – заявил заместитель директора по стандартизации, метрологии и сертификации Ибодулло Курбонов.
Такую же информацию вчера обнародовал главный санитарный врач Казахстана Жандарбек Бекшин. «Мы провели исследование большого количества продукции. Смотрим, прежде всего, на бензопропирен. Семь наименований исследовали – нет бензопропирена», – сообщил Бекшин. По его словам, Казахстан обратился за официальной информацией о вреде украинских конфет к российскому Госпотребнадзору, но официального ответа еще не получил. И пока Москва готовит документы, казахи решили самостоятельно проверить продукцию «Рошен» в торговых сетях Алматы и Астаны.
Интересно, что украинская фирма занимает 15-20% кондитерского рынка Казахстана и 25% – Таджикистана. Впрочем, в абсолютных величинах наш производитель значительно больше теряет от запрета на необозримых просторах России, чем приобретает, пользуясь, возможно, временной привязанностью азиатских друзей. Самое интересное здесь другое: удастся ли России сломать через колено своих партнеров по Таможенному союзу – и все-таки дожать их до запрета продукции «Рошен». Ведь если вредные примеси находят только в Москве, то это уже либо диверсия, или же торговая война.
Зато сами наедимся от пуза!
Российские неправительственные круги последнюю версию даже не планируют оспаривать. Так, руководитель научно-исследовательских программ Черноморско-Каспийского центра, специалист Российского института стратегических исследований Эдуард Попов прокомментировал ситуацию так: в области экономики будущее принадлежит рынкам, которые составляют не менее 200 миллионов человек. Россия может собрать такой рынок вместе с Украиной, Белоруссией и Казахстаном. А поэтому... «Если бы Украина была членом Таможенного союза, то не было бы этих торговых войн, – без лишней дипломатии сказал Эдуард Попов. – Без Украины возрождение России как промышленной державы будет очень тяжелым». Другими словами, если бы Киев принял предложение о вступлении в Таможенный союз, никто бы не запрещал россиянам есть украинский шоколад.
Тезис, что «Рошен» – это сладкий кнут, которым Украину загоняют в стойло Таможенного союза, поддерживают практически все отечественные эксперты. Но при этом Москва явно перестаралась – следовательно, в последней торговой войне стало понятно: Таможенный союз нельзя считать равноценной альтернативой созданию зоны свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом. «Российская сторона использует методы давления, которые не соответствуют правилам, нормам, стандартам, принятым во Всемирной торговой организации», – аргументирует директор аналитического центра Бюро экономических и социальных технологий Валерий Гладкий.
Среди практических шагов для преодоления сладкой блокады – переговоры. Министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк сообщил: его ведомство готово присоединиться к межгосударственному диалогу хоть сегодня. «На Украине действует жесткий контроль качества продуктов питания в соответствии с требованиями ЕС, и наш успешный экспорт – как в европейские страны, так и в Россию – тому подтверждение. Претензии по продукции касаются не ее качества, а свидетельствуют о необходимости переговоров по торгово-экономических отношениям», – Присяжнюк едва ли не первым из официальных лиц попытался назвать вещи своими именами. Но в очень и очень мягкой форме.
Впрочем, эксперты уже подсчитывают, какое влияние может иметь на рынок российский запрет «Рошена», если Москва все-таки не включит заднюю передачу. «Последствия для Украины я вижу только положительные», – утверждает Валерий Гладкий и объясняет: если нарушение технологии все-таки имели место, то производитель будет вынужден их устранить. Для украинского потребителя это безусловный плюс. Если российский рынок для «Рошен» окажется закрытым, то фирма будет вынуждена пытаться нарастить свою долю на внутреннем рынке. Как следствие, производитель будет вынужден уменьшать или хотя бы фиксировать цены. Низкие цены на качественную продукцию – плюс номер два.
Нет трагедии и для самой компании. Если через некоторое время производитель выйдет на другие внешние рынки, то он будет вынужден нарастить производство. Что опять же является положительным фактором. Ну, и наконец, ситуация будет выглядеть так, что украинская власть не поддалась на шантаж – и может продолжать идти по пути евроинтеграции.
Перевод: Антон Ефремов.