Сегодня в России похоронят священника Павла Адельгейма, зверски убитого вечером 5 августа в Пскове. Как сообщает информационный портал gazeta.ru, тело 75-летнего отца Павла с ножевыми ранениями было найдено в доме на Красногорском проезде вблизи псковского храма Константина и Елены. По подозрению в убийстве арестовали 27-летнего парня, который приехал из Москвы и жил в доме отца Павла.
Российские СМИ характеризуют подозреваемого как душевнобольного религиозного фанатика. Депутат Псковского облсовета Лев Шлосберг уточнил, что фамилия убийцы – Пчелинцев, и он действительно психически больной. А привезли его к отцу Павлу родители за три дня до убийства, якобы в надежде, что священник сможет исцелить их сына.
Читайте также: Церковь закрытого типа
Вероятным мотивом для убийства было то, что Павел Адельгейм находился в конфликте с иерархией Русской православной церкви. И, в частности, заступался за участниц российской панк-рок-группы Pussy Riot, осужденных к двум годам заключения по обвинению в хулиганстве. Напомним, «Взбунтовавшиеся киски» провели в храме Христа Спасителя «панк-молебен» «Богородица, Путина прогони». «Хулиганки» были в масках, поэтому идентифицировать их личности невозможно, но полиции это не помешало задержать трех женщин – Марию Алехину, Надежду Толоконникову и Екатерину Самуцевич. За оскорбление чувств верующих они были осуждены к двум годам заключения (впоследствии Самуцевич досрочно освободили). Никто в российской оппозиции не сомневается, что это было чисто политическое дело, и больше всех «оскорбленным» поступком девушек оказался один верующий – президент РФ Владимир Путин.
Относительно отца Павла, то он считал, что наказание слишком суровое, а скандальный панк-молебен был всего лишь адекватной реакцией «на непристойное поведение верхушки РПЦ». В июне прошлого года мятежный протоиерей поставил свою подпись под открытым письмом к патриарху Кириллу в защиту участниц группы Pussy Riot.
Павел Адельгейм, выходец из семьи русских немцев, был рукоположен в священники еще в советское время. В 1954 году он стал послушником Киево-Печерской лавры, а затем поступил в Киевскую духовную академию, из которой его через два года выгнали по политическим мотивам. Тогда Павел отправился в Киевскую семинарию, но с ректором этого заведения, архимандритом Филаретом (ныне – патриархом Киевским и всея Руси-Украины) отношения также не сложились. Молодого Адельгейма, который вместе с родителями прошел через советские лагеря и ссылку в Казахстан, возмущала позиция ректора по советской власти, которую тот чуть ли не прославлял. Поэтому Павел вместе с приятелем пришел к Филарету выразить свой протест, за что и поплатился – его исключили из числа семинаристов. Но в 1964 году он все же был рукоположен в священники.
Также по теме: «Бедная церковь - это хорошо, но не следует слишком усердствовать в этом направлении»
В 1969 году Адельгейм попал в тюрьму за распространение религиозного самиздата. В заключении стал инвалидом – потерял ногу. С 1976 года бывший советский узник совести служил в Псковской епархии.
Отец Павел неоднократно выступал с критикой руководства РПЦ, некоторых церковных правил, а также сближения церкви и государства. Отец Павел конфликтовал и с архиереем Псковской области, но, несмотря на разногласия, не собирался оставить лоно РПЦ.
Трагическая гибель отца Павла всколыхнула православный мир. Его имя фактически стало символическим – он был чуть ли не единственным священником России, который сознательно и целенаправленно боролся с вертикалью власти в РПЦ. Смерть протоиерея сравнивают с трагической гибелью 23 года назад другого «диссидента» в лоне РПЦ – Александра Меня, который также был жестоко убит.
Перевод: Антон Ефремов.