Основное место в представлении о воздушной войне занимают те налеты, которые Королевские военно-воздушные силы (RAF) совершали с конца 1942 года на немецкие города. Своей кульминации авиационная война достигла во время проведения операции «Гоморра» и налета на Гамбург в июле 1943 года. Обладавший господствующим положением в воздухе бомбардировочный флот союзников разрушал город за городом, и при этом немецкая оборона никак не могла этому помешать. Однако в упомянутой картине есть один изъян. Она фальшива, хотя (лучше сказать - именно потому, что) военно-воздушные силы США (USAAF) разработали тогда свою собственную стратегию.
Еще на конференции в Касабланке в январе 1943 года по вопросу о будущих воздушных налетах дело почти дошло до разрыва между Соединенными Штатами и Великобританией. Королевские ВВС хотели расширить концепцию применения ночных налетов, тогда как их американские союзники настаивали на проведении целенаправленных налетов в дневное время суток. Они считали, что у ночных налетов имелся большой недостаток, поскольку их можно было проводить только против крупных целей, то есть городов, а точность попадания была при этом минимальной. Кроме того, вывести из строя такие важные в военном отношении цели, как оборонные предприятия или химические установки было практически невозможно.
Что касается британцев, то они считали налеты в светлое время суток слишком рискованными, поскольку они тогда еще не располагали самолетами сопровождения, способными защитить бомбардировщики от вражеских истребителей. Британцы также не верили в точность бомбометания с большой высоты и делали ставку на разрушение морали немцев, к которому, как они считали, приводили их налеты.
Путь к достижению компромисса был достаточно трудным. Британские ВВС продолжали совершать свои ночные налеты, тогда как американские военно-воздушные силы, имея в своем распоряжении хорошо вооруженные «летающие крепости» B-17 и B-24 хотели сместить акцент в сторону нацеленных бомбардировок. При этом американское руководство исходило из того, что летящие на большой высоте группы бомбардировщиков со своим вооружением на борту сами способны отразить нападение немецких истребителей. Результатом подобных оценок и стала операция, вошедшая в анналы американских ВВС как «Черное воскресенье».
Кодовое название «Приливная волна»
Задача, прежде всего, 8-ой воздушной армии состояла в освоении новой тактики при осуществлении операций с английских аэродромов, в которых принимали участие неопытные экипажи и новые машины. Часто это были отчаянные по своей смелости налеты, сопровождавшиеся потерями. В том числе и для того, чтобы продемонстрировать англичанам эффективность дневных налетов, было запланировано проведение масштабной акции на другом конце Европы. Речь шла о разрушении румынского нефтяного комплекса в Плоешти.
Этот нефтеперерабатывающий завод, находившийся на расстоянии 90 километров к северу от Бухареста, был главным источником топлива для немецких сухопутных сил, тогда как более 90% авиационного топлива производилось путем гидрирования. Сам план был более чем оптимистичным: за один единственный день стратеги USAAF хотели полностью уничтожить центральный ресурс ведения войны Гитлера, и для этого американцы рассчитывали использовать целую армию.
Проведение этой операции, получившей кодовое наименование «Приливная волна» (Tidal Wave), было поручено находившейся в Северной Африке 9-ой воздушной армии США. Идея состояла в следующем: пять групп бомбардировщиков должны были подняться в воздух в Тунисе, пересечь Средиземное море, пролететь над Албанией, затем над Белградом повернуть на восток и вскоре на низкой высоте преодолеть зону действия немецко-румынской воздушной разведки. На высоте от 30 до 100 метров планировалось осуществить и основной налет, в ходе которого появлялась возможность более точного бомбометания. Обратный полет предполагалось осуществить через греческий остров Корфу.
Отобранные экипажи прошли интенсивную подготовку перед запланированной операцией. В пустыне недалеко от Бенгази была возведена модель Плоешти, с помощью которой летчики готовились к выполнению этого сложного задания. Однако достаточного количества новых бомбардировщиков типа B-24 Liberator не оказалось в наличии, и поэтому пришлось использовать старые машины 8-й армии, которые еще надо было отремонтировать. Кроме того, для преодоления расстояния в 4,3 тысячи километров надо было применять дополнительные топливные баки, что в результате уменьшало бомбовую нагрузку.
Две группы бомбардировщиков отстали
Когда 1 августа в воздух поднялось 177 машин, то бомбовая нагрузка каждой из них составляла всего две тонны. И они были перегружены. Один бомбардировщик потерпел аварию уже при старте, а еще десять самолетов из-за проблем с моторами были вынуждены вскоре вернуться на базу. Одна группа бомбардировщиков, составленная из старых машин, вскоре отстала и потеряла контакт с остальными участниками операции.
Чтобы ввести в заблуждение немецкую разведку, был отдан приказ сохранять абсолютное радиомолчание. Тем не менее немецкая служба радиоперехвата на раннем этапе смогла обнаружить американскую группировку. Как только бомбардировщики появились над Дунаем, оборона в Плоешти была приведена в состояние боеготовности.
К этому моменту американскую группировку постигла еще одна неудача. В районе острова Корфу ведущий самолет с главным навигационным оборудованием рухнул в море. Тем не менее кое-как удалось достичь Белграда и оттуда американские бомбардировщики взяли курс на намеченную цель. Однако во время важной смены позиций уже над румынской территорией еще одна группа самолетов отстала и направилась в сторону столицы Румынии Бухареста.
В итоге только 34 бомбардировщика начали налет на Плоешти. Многочисленные зенитные батареи, установленные после пробного налета в июле, были укомплектованы соответствующими расчетами, а командование люфтваффе смогло поднять в воздух 69 истребителей. Большинство американских пилотов сбросили свои бомбы на цели с низкой высоты, однако точность попадание не в последнюю очередь из-за сильного задымления и плотного зенитного огня оказалась невысокой. Многие бомбардировщики были сбиты или сильно повреждены.
Обе отставшие группы - полетевшие в сторону Бухареста бомбардировщики сделали разворот, когда они увидели, что ошиблись - также начали сбрасывать свои бомбы. Они мешали друг другу и понесли тяжелые потери. Их дезорганизованное возвращение на базу проходило в конечном итоге через территорию Болгарии, где они подверглись нападению со стороны болгарских ВВС.
«Утрачено превосходство в воздухе»
Результат проведенного налета оказался катастрофическим. Из 177 самолетов только 154 достигли цели. Из них 54 были сбиты, а почти все остальные получили серьезные повреждения. Некоторые бомбардировщики долетели до территории Турции, где их экипажи были интернированы, тогда как другие смогли добраться до Кипра или до Мальты. Из 1765 членов экипажей 532 человека погибли; с противоположной стороны были убиты около 100 немцев и румын, а также 100 гражданских лиц. «Таким образом, даже потери 8-й армии казались на этом фоне не столь значительными», - резюмирует специалист по воздушным сражениям Хорст Боог (Horst Boog).
К этому следует добавить, что самый большой по количеству потерь американский налет не имел почти никакого результата. Из-за бомбардировок теоретические производственные мощности в Плоешти были в течение шести недель сокращены в отдельных случаях на 42%. Однако установки этого предприятия были соединены друг с другом в единую сеть, и, кроме того, они никогда не использовались на полную мощность, и поэтому практические последствия авиаудара оказались незначительными.
Пищей для теории заговора в конечном итоге послужило то обстоятельство, что в результате бомбардировок не пострадали установки компании Romana Americana, принадлежавшей американскому концерну Standard Oil. Единство среди союзников было также вскоре поколеблено слухами о том, что при налете на Плоешти в качестве задачи при нанесении бомбовых ударов значилось уничтожение нефтеперерабатывающих установок, принадлежавших британским и французским концернам.
Последовавшие вскоре после этого операции американских ВВС, в ходе которых также было много потерь, доказали, что их тактика дневных налетов не гарантировала успеха и что ее нужно было срочно менять. В официальной истории американских ВВС отмечается: «В середине октября 1943 года кампания по осуществлению дневных бомбардировок достигла кризисной точки. Потери при их проведении возросли, что стало вызывать тревогу, тогда как успехи оказались сомнительными… В этот момент 8-я воздушная армия утратила свое превосходство в воздухе над территорией Германии».