Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Внешнеполитическая импотенция и самопоедание

© РИА Новости Рамиль Ситдиков / Перейти в фотобанкОнищенко запретил поставлять в Россию украинский шоколад "Рошен"
Онищенко запретил поставлять в Россию украинский шоколад Рошен
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последнее время общество всколыхнул ряд информационных атак против Украины. Что за этим стоит, и как вести себя власти, разрываемой между стремлением иметь нормальные экономические отношения как с Европой, так и с Таможенным Союзом?

В последнее время общество всколыхнул ряд информационных атак против Украины.

Одними из наиболее болезненных и резонансных были многочисленные заявления и действия польских шовинистических кругов с целью дискредитации Украины на международном уровне. Скандалом было ознаменовано обращение так называемой «группы 148», которое сразу стало претендовать на звание самого позорного события в украинской истории и дискредитировало нашу страну еще больше.

Не успела утихнуть информационная волна, как медиапространство Украины всколыхнула новость о начале экономической войны со стороны Российской Федерации.

Роспотребнадзор в продуктах питания украинского производства, якобы, обнаружил запрещенные вещества. По иронии судьбы, речь идет о несоответствии условиям технического регламента Таможенного союза. Правда, это скорее не ирония, а закономерность, о чем речь пойдет далее.

Удар был нанесен компании Roshen, в продукции которой якобы обнаружили бензопирен. Далее поступил целый ряд неутешительных для владельца компании Петра Порошенко новостей. Продукцию взялись проверять в Белоруссии, транзит ее через белорусскую территорию в Россию прекратился, дальше «шоколадками» Порошенко заинтересовались соответствующие инстанции Казахстана, Молдавии, Таджикистана.

Белорусы также отменили действие сертификата, выданного на партию вин «Легенда Инкермана» тоже украинского производства. 

Кроме того, с 1 июля «Интерпайп» Виктора Пинчука был лишен квоты на беспошлинную поставку продукции в страны Таможенного союза. Как следствие, поставки будут облагаться пошлиной в размере 18,9-19,9%.

Таким образом, началась очередная экономическая война против Украины.

С центром влияния нетрудно определиться – это, безусловно, Москва. Красноречивым фактом является также то, что к указанным действиям были привлечены апологеты квазисоветского образования под названием Таможенный союз, или государств, которые хотя и не являются его членами, однако от прямого влияния Москвы избавиться пока не могут, или не хотят.

То есть, этот факт следует обозначать не как экономическую войну России против Украины – а как войну Таможенного союза против Украины, в объятия которого нас так отчаянно толкают разные силы. Однако следует отметить, что главным и единственным центром, продуцирующим решения и их реализацию в рамках этого объединения, является Кремль. 

Поэтому все это обозначено явным интересом России и делается только для удовлетворения желаний и потребностей путинского режима. Отличие от описанной модели заключается лишь в том, что Москва привлекает к экономической войне против Украины своих сателлитов, которые, по сути, не имеют выбора.

Сразу стоит обратить внимание на то, что это как-то не по-добрососедски, не по-братски. Чего же тогда придется ждать в том случае, если нас в упомянутое образование все же затолкают, причем, по сути, силой? Вероятно, ничего хорошего.

Возникает вопрос: какая связь между событиями вокруг украинско-польских отношений и других информационных атаках идеологической, исторической окраски, с одной стороны – и торгово-экономическими ударами со стороны ТС и союзников, с другой?

Ответ прост и очевиден – это системные меры для дискредитации Украины на международном уровне всеми возможными способами, которые нацелены на срыв подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом осенью этого года. Этот вопрос один из тех, которые больше всего находятся на слуху на Украине в последние месяцы, а то и годы.

Итак, помолившись в Киеве за «русский мир во всем мире» и попугав украинцев, впрочем, как всегда, – Путин вернулся в Москву и запустил с большей силой маховик экономических репрессий против Киева. Маховик, который уже давно был готов и начинал действовать.

Вероятно, это не стоит даже внимания, но, все же, не удержусь от того, чтобы предостеречь пользователей сети интернет, которые получают оттуда информацию, чтобы они не обращали внимания на некоторые комментарии, которые уже проскочили и могут появиться в дальнейшем – о войне именно против Порошенко с целью ослабления его бизнеса и подвергнуть сомнению политические амбиции.

Потери для бизнеса «шоколадного короля» и ослабление его лобби не несет серьезных последствий для власти, Семьи и других влиятельных группировок, а следовательно, нанесенные Порошенко убытки не нанесут им потерь – в отличие от удара по предприятиям или целых областям, представляющим непосредственный интерес Януковича, его личной свиты и других адептов режима, которые получают сверхприбыли благодаря сложившемуся в Украине в настоящее время общественному строю.

То есть, Москва сейчас открыто демонстрирует, что может быть с объектами прямого экономического интереса наиболее голодной украинской Семьи в том случае, если Янукович не согласится на условия Путина.

Атаку на Roshen можно считать разве что лишь предупреждением, демонстрацией силы и возможностей для нанесения невосполнимого экономического ущерба. В таком случае Киеву дали возможность понаблюдать за тем, какие возможности для экономического давления имеются у Кремля и его подчиненных. И если Янукович и Ко не изменят поведение, то дальше будет больше и хуже. Это факт.

А детище Порошенко можно уничтожить и на Украине, не привлекая для этого каких-то сил и ресурсов извне. Тем более, все это делается по решениям, принятым на государственном уровне.

Москва будет отчаянно пытаться сорвать подписание Соглашения об ассоциации, использоваться для этого будут абсолютно все доступные методы. Поэтому уровень внешнеполитической и внешнеэкономической агрессии будет только расти и легитимизироваться посредством привлечения институтов других государств. Под последними следует понимать не только те, которые входят в орбиту Кремля – а, скажем так, нейтральные, которые будет труднее связать с зоной влияния ТС.

Мы вошли не просто в активную, а гиперактивную фазу экономической войны. И вал из подобных атак будет только нарастать.

Вполне логично, что в ближайшее время стоит ожидать вспышки ряда дипломатических скандалов. Не следует забывать о том, что в последнее время не утихают антиукраинские шовинистические провокации со стороны некоторых кругов Польши. Вероятно, что будут очередные выпады, возможно более агрессивные.

То есть, волна провокаций будет нарастать по всем возможным направлениям.

Сейчас время, оставшееся до подписания соглашения, начинает сводиться к неделям. И за это короткое время Российская сторона должна сжечь все мосты между Украиной и Европой, но сохранить свое лицо.

Ведь на фоне необоснованной, с точки зрения партнерства и взаимной поддержки агрессии, которая будет усиливаться, трудно будет объяснить Киеву – почему ему может быть выгодно сближение с субъектом внешней политики, который работает не на укрепление взаимовыгодных отношений, а активно занимается уничтожением и так слабой экономики и дискредитацией того же Киева в глазах мировой общественности?

В противном случае Путин сожжет мосты также и между Украиной и Россией.

Не стоит забывать и о том, что вряд ли российский президент сможет рассчитывать на то, что те, в чьих руках сейчас находится большинство денег, которые удалось извлечь из Украины, так просто позволят Москве запихнуть руку в этот карман, который продолжает их вкусно и сытно кормить.

Уже даже это может стать непреодолимой преградой на пути к установлению непосредственной политической и экономической гегемонии Кремля в Украине.

 

Как будет вести себя власть на Украине?

 

Открытым остается не менее интересный вопрос. А именно, как в такой ситуации вести себя власти на Украине? Ведь упомянутые процессы имеют слишком агрессивный характер, чтобы не реагировать на них.

События последних лет четко продемонстрировали позицию режима Януковича, в том числе, в подобных вопросах – это внешнеполитическая импотенция и самопоедание.

Единственным исключением из этого правила может служить разве что то, как упорно режим борется против собственного же народа, как системно вытряхивает карманы украинцев, отбирает основополагающие права, наказывает за законные требования, преследует, репрессирует и, при этом, не забывает обвинять во всех смертных грехах оппозицию. Как говорится, от разорения – к фашизму. Тут не поспоришь, действия и решения твердые, систематические, их выполнение оперативно и несомненно.

С трудом верится в то, что украинская сторона решится на какие-то активные действия в ответ, начнет отстаивать интересы государства на международном уровне, начнет апеллировать в международные инстанции, обратит внимание того же ЕС на политическую мотивацию экономических санкций. Недостаточно воли даже попробовать достойно выдержать удар, принять адекватные меры.

Честно говоря, в руках официального Киева совсем немного рычагов экономического воздействия на официальную Москву, тем более таких, которые могли бы служить эффективным фактором сдерживания подобных выпадов агрессии. Однако, они есть.

Украина может поднять вопрос транзита российского газа через свою территорию, в частности, пропорционального несоответствия цены транзита и цены, которую Украина платит за получаемый российский газ.

Экономические последствия таких действий, которые могут ознаменоваться задержками в транзите, а, следовательно, заинтересованностью Европы в решении ситуации и соответствующими действиями, могут нанести значительный ущерб, что в Москве прекрасно понимают. Понимают там и то, что Европа не будет в восторге.

И в случае правильной позиции Киева, выраженной в эффективных превентивных действиях украинского МИД, Европа будет обвинять в этом именно Москву.

Поймут, как следствие, что Украина является субъектом, а не объектом международной политики, способна действенно защищать государственные интересы, интересы своего народа. Таким образом, в следующий раз придется дважды подумать перед тем, как совершать нечто подобное.

Однако, режим Януковича всеми возможными и невозможными способами демонстрирует неготовность и нежелание бороться и использовать едва ли не единственную возможность для осуществления хотя бы одного эффективного за все время своего пребывания у власти внешнеполитического хода.

Уже прозвучало заявление о том, что Украина не будет принимать действенные меры с целью побуждения России к прекращению эскалации. Да и при любом варианте, даже в противном случае остается вопрос мотивации. А она будет отличаться от той, которой должен руководствоваться государственник, а не грабительская структура общенационального уровня.

Насчет выполнения требований, поставленных Украине как условий, которые нужно выполнить для подписания Соглашения об ассоциации, то во время III сессии ВР еще предстоит принять соответствующие законы.

Здесь без сюрпризов тоже не обойдется. Ведь внутри самой Партии регионов имеются группы влияния, которые будут пытаться сорвать выполнение этого условия, несмотря на декларируемую евроинтеграционную позицию власти, не говоря уже о других организациях и группах, которые будут осуществлять «подрывную деятельность» не только в стенах парламента.

Поэтому парламентская осень 2013 года на Украине обещает быть насыщенной.

 

Возможные последствия

 

Недавно по сети прошел тезис, который стал относительно заметен разве что среди блоггеров и других активных пользователей сети. Он заключается в высказывании, которое неизвестный автор вкладывает в уста Путина. А именно:

«Если вы не вступите в Таможенный союз, то мы сделаем вам очень плохо, а если вступите, то еще хуже».

Звучит иронично, но вполне реально и соответствует общей концепции отношений в упомянутом образовании. Ведь адаптация государств, вступающих в ТС, к его условиям, непременно переориентирует их экономику на обслуживание интересов Кремля, чего на Украине до сих пор даже не удалось искоренить, как наследие советской оккупации.

Таким образом, напрашивается очевидный вывод – придется выбирать:

Или отстаивание государственных интересов – что будет означать убытки и усиление напряженности в отношениях, однако в дальнейшем обеспечит возможность поступательного развития и серьезные ограничения для вмешательства Москвы.

Или уступить, сорвать подписание Соглашения и поставить крест на евроинтеграции – что обеспечит недолговременное ослабление экономического давления, но в дальнейшем гарантирует фактически потерю политической независимости, не говоря уже об экономической.

А что касается дискуссии о векторе интеграционного выбора Украины, то и для сторонников европейского, западного направления, и для тех, кто желает сближения с Россией, следует напомнить: в любом случае политика государства должна быть проукраинской. И при наличии возможностей нужно принимать действенные меры для реализации концепции украиноцентризма.

Это должно обеспечить возможность заявлять о себе, как о полноценном субъекте международной политики, ставить и диктовать свои требования в определенных вопросах, достигать конкретных целей и поднимать престиж государства на международной арене.

Однако, ни Януковича, ни его окружение это совсем не интересует.