Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Полуцарь» Потемкин

© CC0 / Public DomainКнязь Григорий Александрович Потемкин
Князь Григорий Александрович Потемкин
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Любовник, а затем друг Екатерины Великой, «старательный» последователь французского века Просвещения Григорий Потемкин был фактическим соправителем императрицы. Известный английский историк Саймон Монтефиори написал его биографию. Еженедельник «Экспресс» публикует отрывки из книги «Екатерина Великая и Потемкин».

Любовник, а затем друг Екатерины Великой, «старательный» последователь французского века Просвещения Григорий Потемкин был фактическим соправителем императрицы. Известный английский историк Саймон Монтефиори написал его биографию. Еженедельник «Экспресс» публикует отрывки из книги «Екатерина Великая и Потемкин».

5 октября 1791 года вереница карет в сопровождении ливрейных лакеев и эскадрона казаков остановилась в бессарабской степи. Место для остановки было действительно странным — здесь не было ни постоялого двора, ни крестьянского хутора.

Кареты остановились, их пассажиры в некотором недоумении открыли дверцы... «Достаточно, хватит! — глухим голосом произнес князь Потемкин, обращаясь к сопровождавшим. — Продолжать бессмысленно».

Князь Григорий Александрович Потемкин незадолго до смерти, апрель 1791 года


В огромной спальной карете вместе с князем находились смертельно уставшие врачи и графиня, на которой «не было лица» от усталости. На постели лежал покрытый испариной князь Потемкин.

Врачи распорядились вынести постель из кареты. Князь был гигантских размеров как ввысь, так и вширь. В нем все было без меры — колоссальное. Лицо отражало прожитую в дебоше жизнь, чрезмерные амбиции. Огромное тело было рыхлым, почти неподвижным. Один глаз у Потемкина был слепой, чем князь напоминал пирата. И вообще он был похож на когда-то великолепное животное, теперь скрюченное от конвульсий.

Это был тот самый князь Григорий Александрович Потемкин. Если о Потемкине говорили как о возможном муже императрицы российской Екатерины Великой, он, безусловно, был ее большой любовью, лучшим другом, соправителем ее империи.

Потемкин был князем Таврическим, генерал-фельдмаршалом, главнокомандующим российской армии, великим гетманом Черноморья и казаков Екатеринославля, адмиралом Черного и Каспийского морей, управителем Новороссии и, возможно, будущим правителем Польши или другой созданной им области...

Князь Григорий правил Россией вместе с Екатериной Великой почти двадцать лет. Они были знакомы более тридцати лет. Императрица отметила молодого колосса и сделала его своим любовником в период кризиса. Когда их любовная связь закончилась, Потемкин становится ее ближайшим другом, партнером, министром и соправителем.

Она относится к нему с уважением, пожалуй, даже с обожанием, однако их отношения ровными назвать нельзя. Она называет его мой «колосс», мой «тигр», мой «идол», мой «герой». Она считает его самой эксцентричной фигурой в своем окружении.

Князь Потемкин на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде


Потемкин был «гением», замечательно управлявшим империей. Потемкин — создатель Черноморского флота, он — завоеватель Крыма, победитель турок. Потемкин основал такие известные города, как Севастополь и Одесса. Со времени Петра Великого в России не было более блестящего государственного мужа...

«Князь Потемкин — эмблема огромной Российской империи», — писал хорошо знавший его князь де Линь, — Он окружен блестящим двором, хотя Екатерина, чтобы ему досадить, принижает достоинства окружения князя«. Князь Григорий Александрович обожал экзотику. В его окружении были молдавские бояре и беглые оттоманские паши, епископы и раввины, факиры и муллы — вся эта эклектическая толпа сопровождала князя Потемкина не только в перемещениях по России, но и в поездках в Европу.

Но больше всего Потемкин любил интеллектуальные беседы — о византийском богословии, об обычаях азиатских народов или о палладиевой архитектуре, фламандской живописи, итальянской музыке, английских парках...

Современники, прекрасно отдававшие себе отчет в эксцентричности и непоследовательности действий князя, его обожали. Приезжавшие в Россию европейские знаменитости искали с ним встречи.

Обаяние Григория Александровича было настолько сильным, что «когда он отсутствовал, он был темой светской беседы, а когда находился в комнате, был душой общества».

«Тот, кто с ним встречался и беседовал, никогда не был разочарован. Потемкин — князь князей» — писал побывавший в России и общавшийся с Потемкиным английский философ Джереми Бентхам. Князь де Линь, который был знаком с «гигантами» своего времени — от Фридриха Великого до Наполеона, писал о Потемкине: «Это самый выдающийся из людей, которых я когда-либо встречал. Он скучал, когда все наслаждались. Он сокрушался своей удачливой судьбой, Он был глубоким философом, компетентным министром, выдающимся политиком, а, в сущности, он был десятилетним ребенком. В чем секрет его магии? В гениальности, да-да, в гениальности: в природной компетентности, в прекрасной памяти, в душевной широте, в щедрости. У него был изысканный вкус и замечательное знание человеческой души».

А знаменитые потемкинские деревни на пути следования императрицы! Какая находчивость!

Потемкин вызывал восхищение не только своих современников. Им втайне восхищался и большой любитель истории Иосиф Сталин. Жаль, что даже самые серьезные западные историки России все еще видят в нем клоуна-дебошира, а не государственного мужа. Жаль, что князь Потемкин еще не занял достойное его гения место в истории. Екатерина Великая до конца дней оплакивала своего друга, любовника, солдата, политика и, возможно, своего мужа.