До чего могут дойти провокации в отношениях Испании и Великобритании? Последние несколько дней обе страны в очередной раз вцепились друг другу в глотки из-за Гибралтара (британский анклав на самом юге Испании). Как утверждает испанский премьер-министр Мариано Рахой, проблема связана с тем, что «24 и 25 июля гибралтарский буксир сбросил в заливе Альхесирас 70 бетонных блоков объемом порядка полутора кубометров, из которых точат железные прутья полуметровой длины и толщиной в несколько сантиметров». Такие «неприемлемые» действия мешают работать испанским рыбакам, утверждают в Мадриде.
С тех пор началась эскалация кризиса. В ответ Испания пригрозила ввести въездную пошлину в Гибралтар в размере 50 евро, а также ужесточила таможенный контроль на границе, в результате чего сформировались огромные очереди, который отравляют жизнь туристам и местному населению. В понедельник Лондон сообщил, что может подать в суд на Испанию за неоправданный таможенный досмотр, и направил к Гибралтару один из боевых кораблей. Накануне дипломатический источник сообщил о том, что Испания намеревается обратиться в ООН.
Истрия кризисов
Споры Лондона и Мадрида по поводу Гибралтара возникли отнюдь не вчера. Эта стратегически расположенная территория площадью в 7 квадратных километров с населением в 30 000 человек вот уже 300 лет отравляет отношения двух стран: Испания отдала ее Англии в вечное пользование по Утрехтскому мирному договору 1713 года. Девятью годами ранее Гибралтар был оккупирован британскими войсками во время Войны за испанское наследство.
Лондон долгое время сохраняет там широкое военное присутствие. Тем не менее, «вопрос Гибралтара не породил ни одного вооруженного конфликта, а у Испании в любом случае не было военных возможностей, чтобы затребовать себе эти земли», — напоминает Алехандро Барон (Alejandro Barón) из испанского Фонда международных отношений и внешнего диалога. Все это, однако, не помешало Гибралтару стать источником множества кризисов. «В 1969 году Франко закрыл границу с испанской стороны», — отмечает он. Такая ситуация сохранялась вплоть до 1980-х годов. Британская газета The Guardian в свою очередь напоминает о других важнейших моментах, например, том, как в 1954 году Испания остановила все воздушное сообщение в знак протеста против визита королевы в Гибралтар. Кроме того, король Хуан Карлос принял решение проигнорировать свадьбу принца Чарльза с леди Дианой в 1981 году, так как пара решила провести медовый месяц в Гибралтаре. В прошлом году королева София отклонила приглашение на празднование 60-й годовщины коронации Елизаветы II.
«Хорошие отношения премьер-министров Тони Бэра и Хосе Марии Аснара» позволили добиться потепления в отношениях, подчеркивает Алехандро Барон. В дипломатическом порыве Тони Блэр даже предложил установить в анклаве совместное управление Испании и Великобритании... Однако местные жители отклонили этот проект 98% голосов на референдуме 2002 года.
Налоговый вопрос
После прихода к власти Рахоя в конце 2011 года тон властей стал гораздо жестче. Сегодня речь идет не о военных вопросах: на первое место вышли налогообложение и рыболовство. Небывалые показатели экономического роста (7,8% в 2012 году) и безработицы (всего 2,5%) в Гибралтаре вызывают неподдельную зависть в соседней Андалусии, где без работы остались 35% населения. Своим добрым здравием анклав обязан в первую очередь банковскому и финансовому вектору, а также онлайн-казино. Мадрид со своей стороны называет его оффшорной зоной. И хотя власти Гибралтара отказались от прежней политики, в рамках которой некоторые предприятия полностью освобождались от уплаты налогов, текущая ставка на его территории (10%) все рано в разы меньше испанской (30%).
Сложно сказать, как далеко может зайти нынешний кризис, хотя все, разумеется, согласны с тем, что война двух стран — это нечто немыслимое. «Пусть даже некоторые консервативно настроенные члены правительства и хотят продавить "испанский Гибралтар", им прекрасно известно, что это невозможно, — объясняет Алехандро Барон. — Нужно рассматривать это дело в контексте экономических проблем. Кроме того, оно, вероятно, призвано отвлечь внимание от коррупционного скандала, в котором оказалась замешанной значительная часть правительства».