Десять взволнованных женщин выходят на сцену тбилисского театра из-за обветшалых кулис, где до сих пор пылится старый бюст Ленина. Занавес поднимается, сверху падает целый ворох разноцветных воздушных шаров, в воздухе кружатся блестки. Но эйфория длится недолго. Продюсер Отар поздравляет соперниц, и на экране появляется плакат «Грузинская мать 2010». В зале продюсер быстро охлаждает пыл десяти участниц, которые полагают, что у них есть шансы выиграть титул «мать года» вместе с прилагающейся к нему четырехкомнатной квартирой и 25 000 долларов. Допускаются любые средства. Единственное непреложное правило вынесено в название фильма: улыбаться.
Режиссер Русудан Чкония с завидным умом и точностью рисует противоречивый портрет десяти грузинок, соревнующихся друг с другом в этом пришедшем из богатых стран реалити-шоу, которое приобрело самый что ни на есть гнусный оттенок на территории бывшего СССР.
В течение трех недель участницы проходят через пять этапов конкурса. Благодаря небольшим импрессионистским штрихам мы начинаем испытывать привязанность к ним, узнаем их сильные и слабые стороны, видим их проблемы, сомнения и нервные срывы. Они сражаются изо всех сил. На сцене пресыщенный танцовщик в нелепых гавайских рубашках учит их синхронным движениям и хореографии, которая напоминает о допотопных временах телевидения... не говоря уже о помпезном и глупом представлении «святой грузинской матери».
Во время репетиций чей-то ребенок нередко начинает плакать в коляске, и матери приходится уходить со сцены, что покормить его грудью. Бывшая скрипачка Гванца (великолепная и трогательная Иа Сухиташвили) хочет любой ценой не упустить свой второй шанс. Хотя система вызывает у нее все большее возмущение, она отчаянно цепляется за мечту исполнить в прямом эфире Чакону Баха на концерте в финале.
Но ей и другим участницам приходится пройти через многое, вплоть до выхода на сцену в абсурдном золотом купальнике. Мятеж вспыхивает, но быстро угасает, хотя одной из них и хватает смелости сказать, что после семи родов женщина в бикини представляет собой не лучшее зрелище.
Использую призму безобразного телевизионного конкурса, режиссер умело и точно рассказывает об условиях жизни грузинских женщин. Поразительное неравенство, обветшалые дома, выселения. Достается всем. Русудан Чкания с пугающей остротой рисует едкую сатиру на свою страну, которая отнюдь не похожа на «Мужской стриптиз» или «Миллионера из трущоб». После просмотра «Улыбайся» сложно сохранить на лице улыбку. Это настоящая пощечина обществу.