Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Энергетические игры Кавказа

Чтобы снизить затраты, Великобритания делает ставку на сланцевый газ, а Италия - на Азербайджан

© коллаж ИноСМИГазопровод в странах
Газопровод в странах
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Английское и итальянское правительства поставили перед собой цель снизить плату за энергию. Это намерение легко понять, так как претворение его в жизнь позволит облегчить жизнь гражданам, которые после двух лет жестких мер экономии вынуждены очень много платить за энергию.

В целях снижения стоимости энергетических поставок европейские правительства стараются расширить национальные рынки природного газа как с помощью обнаружения новых месторождений сланцевого газа, так и благодаря торговым соглашениям, сделанным в двустороннем порядке, а не на общеевропейском уровне. Сказанное можно подтвердить двумя обстоятельствами: английское правительство намерено придать новый импульс извлечению газа из глубоких слоев, а итальянское - усилить сотрудничество между Италией и Азербайджаном в строительстве Трансадриатического газопровода (ТАР). Итальянский премьер-министр Энрико Летта в воскресенье прибыл с визитом в Баку. Это единственный большой азербайджанский город, расположенный на берегу Каспийского моря. Английское и итальянское правительства поставили перед собой цель снизить плату за энергию. Это намерение легко понять, так как претворение его в жизнь позволит облегчить жизнь гражданам, которые после двух лет жестких мер экономии вынуждены очень много платить за энергию. Вчера английский премьер-министр Дэвид Кэмерон дал «недвусмысленный толчок», как написало агентство Reuters, разведке новых месторождений сланцевого газа. «Если мы не возьмем на вооружение эту технологию, то мы потеряем возможность помочь семьям снизить их ежедневные расходы на энергию и сделать нашу страну более конкурентноспособной», - написал вчера Кэмерон в Daily Telegraph. Таким образом, Кэмерон косвенно бросил вызов защитникам окружающей среды, которые выступают против применения технологии гидравлического разрыва пласта и использования химических веществ. Кэмерон хотел бы увеличить объем добычи газа как на севере, так и на юге Великобритании. Критики утверждают, что такие разработки наносят ущерб окружающей среде по причине загрязнения грунтовых вод и образования селей. Такую же озабоченность высказывали и американские защитники окружающей среды. Однако теперь, с началом разработок сланцевого газа американским гражданам приходится меньше платить за энергию, а у страны появилась перспектива стать энергетически независимой благодаря недавнему американскому буму, связанному с добычей сланцевого газа и сланцевой нефти (нефть извлекается с помощью аналогичных методов).

Итальянское правительство должно победить синдром «nimby» (not in my backyard – «только не в моем саду»). Жители Апулии выступают против строительства газопровода (движение No Tap), по которому из Азербайджана газ потечет в провинцию Лечче (терминал в местечке Сан-Фока). После движения граждан No Tav, выступающих против строительства скоростной железной дороги в Пьемонте, и движения No Muos, противостоящего строительству спутниковых антенн американскими военными на Сицилии, возникло еще одно подобное движение граждан, которые не понимают «стратегической важности строительства данных объектов для экономического развития». Такое мнение было высказано вчера в редакторской статье сайта Formiche.net. Вряд ли участники этого движения найдут поддержку на политико-институциональном уровне. Действительно, аналитики и наблюдатели в унисон утверждают, что строительство газопровода ТАР очень выгодно для Италии.

Маршрут, по которому кавказский газ потечет в Италию


Итальянский премьер-министр Энрико Летта прибыл в Баку, где встретился с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, олигархом, получившим власть «династическим» путем, хотя формально демократические выборы и были проведены. Энрико Летта сказал, что по газопроводу, который начнется у берегов Каспия, пройдет по территории Турции, Греции и Албании, в 2019 году в Европу будет поступать десять миллиардов кубометров газа в год, что «облегчит итальянцам бремя платы за энергию». «Это пожелание и отчасти уверенность должны быть поддержаны адекватной налоговой политикой, - говорит исследователь из Института международной политики (Ispi) в Милане Маттео Верда. - 60% платы за энергию складывается не из стоимости самого газа, а из стоимости системы, налога на добавленную стоимость и акцизного сбора. Тут и нужно действовать, чтобы снизить расходы граждан на оплату энергии. Однако, нельзя отрицать положительное влияние ТАР. Газ будет импортироваться из страны, которая является новым поставщиком для Италии, что не только увеличит объем импорта, но и диверсифицирует источники снабжения, способствуя укреплению нашей энергетической безопасности. Конечно, объемы не таковы, чтобы произвести революцию на рынке, но все-таки можно надеяться на снижение цены на газ». Окончательный толчок к реализации ТАР дали участники консорциума Шах-Дениз, добывающие газ на Каспии (Bp, Total, Statoil e азербайджанская компания Socar). По сравнению с ныне отмененным  европейским проектом строительства газопровода Nabucco, предполагается, что в ТАР потребуется меньше инвестиций, а транзитные тарифы будут на 15% ниже. «Италии ТАР ничего не стоил, - сказал Верда, разрабатывавший для итальянского правительства план энергетической безопасности. Хоть раз кто-то инвестировал в нашу страну, когда вдобавок политики перестали интересоваться вопросом инфраструры на Каспийском море. Хотя ТАР входит в число объектов национального энергетического стратегического плана, активная работа правительства на этом фронте запоздала». Поскольку азербайджанский газ будет поступать в Европу через Италию, то стране придется столкнуться с неслыханным притоком метана, который потом будет распределяться по рынкам европейских стран. Это очень выгодная сделка для компании Snam Rete Gas, которой владеет финансовое акционерное общество Cassa depositi e prestiti. «Компании Snam будут поступать доходы от транзита природного газа, который из Апулии будет подаваться на север в Тарвизио или на перевал Грис (Passo Gries). Это означает, что за переброску газа с юга Италии через Альпы компания Snam будет получать плату пропорционально числу многих пройденных километров в контексте все более интегрированной европейской энергетической сети, в которую, несомненно, входит и Италия».

По мнению Николы Сквиллаче, адвоката конторы Libonati-Jaeger, курирующей участие компаний в кавказском проекте, последствия будут еще более широкими: «В будущем производство газа на месторождении Шах-Дениз может увеличиться, потому что Азербайджан и Туркмения подписали соглашение, в настоящее время временно замороженное из-за международного спора. Когда спор будет улажен, могут появиться новые источники снабжения».


Баку простирает свои объятия в сторону Saras?


Баку долго раскачивается, но, по мнению многих наблюдателей, потом его не остановить. Слухи об интересе, проявляемом Азербайджаном к нефтеперерабатывающему заводу Saras на Сардинии, принадлежащему семейству Моратти, ходят уже три года. Глава базирующейся в Женеве инвестиционной компании Socar Trading Валерий Головушкин еще в 2010 году заявил, что его компания интересуется нефтеперерабатывающим заводом, расположенном на территории коммуны Сарок на Сардинии. Но далее не последовало ничего определенного. В апреле 2012 года в газете Repubblica опять появилось сообщение об интересе Баку, проявляемом по отношению к компании Моратти, дела которой шли плохо. И опять никаких последствий. 15 апреля 2013 года Saras заключила соглашение с российским колоссом «Роснефть», купившим долю в 13% с планом довести ее в будущем до 21%. Вскоре, 5 июля «Роснефть» объявила о договоре о долгосрочном сотрудничестве в нефтяной области с компанией Socar. Эта азербайджанская компания курирует политику промышленных инвестиций в производство углеводородов (Sofaz отвечает за финансовые инвестиции). По мнению некоторых наблюдателей, этот российско-азербайджанский договор определил судьбу Saras. Все еще нет ничего определенного, хотя слухи не утихают. Во всяком случае известно, что у Азербайджана ясная стратегия: инвестировать во всю систему от производства углеводородов до распределительной сети. Например, Баку владеет греческой газовой сетью (бывшая Desfa), сетью бензоколонок в Швейцарии (марка Socar заменила Esso). То же самое происходит на Украине и в Грузии. Большие инвестиции были сделаны в Турции. В этой стратегии Италия пока является отсутствующим звеном.