Сегодня стало модным пугать обывателей возможностью выступления Путина на выборах 2015 года не на стороне Виктора Януковича, а поддерживая собственную креатуру, ориентированную на Россию и Кремль. Об этом уже сейчас начинают говорить. По мнению Царева, Путин может сделать ставку на Медведчука или еще какого-то пророссийского политика.
И эту откровенную глупость начинают обсуждать СМИ, солидные эксперты и даже политики.
Начнем с того, что «фактор Путина и России» в электоральном плане украинским политикам ничего не добавляет и не отнимает. Кстати, мои российские коллеги-политологи были удивлены, ознакомившись с проведенными на Украине социологическим исследованиями: Путин действительно имеет очень высокий рейтинг среди украинцев – особенно на Востоке.
Но его поддержка того или иного политика или политической силы практически ничего им не добавляет – даже на Востоке. Рейтинг Путина не корреспондируется с рейтингами его эпигонов на Украине – не передается, не прибавляется, не влияет. Точно так же, как не прибавляет рейтинга поклонникам Европейской партии Украины высокий уровень поддержки идеи европейской интеграции, а христианским демократам – высокий уровень религиозных чувств среди населения.
Даже если завтра Путин появится на всех бордах Украины рядом с Медведчуком – рейтинг последнего не превысит уровень социологической погрешности. Ну, не электоральная фигура Медведчук! Ну, не обладает он способностью очаровывать!
Путин уже дважды проиграл на Украине, делая линейные ставки: в 2004 году он поставил на Януковича – и проиграл. В 2010 году сделал ставку на Тимошенко – и тоже проиграл.
Он – политик прагматичный, хотя и злопамятный. Он умеет извлекать уроки из собственных ошибок. Медведчук – кум, но кумовство в России и на Украине носит разную смысловую нагрузку и накладывает различные обязательства. Путин – не Ющенко. Он не станет разрушать политические схемы и стратегические планы в угоду какому-то человеку только под тем предлогом, что им пришлось участвовать в одном религиозном ритуале.
И делать заведомо проигрышную ставку в президентской кампании на Медведчука только из-за кумовства, или потому что он практически не разворовывает средства, которые Россия тратит на популяризацию идеи «Русского мира», – бессмысленно. Путин не намерен делать его президентом Украины. Скорее всего, Медведчук является элементом большой сети, которая должна в 2018 году привести Путина на четвертый президентский срок. Или обеспечить воспроизводство власти в Кремле.
Путин понимает: в 2015 году ни одна кандидатура, на которую мог бы сделать ставку Кремль, не сработает на Украине. Сегодняшняя оппозиция не может выдвинуть кандидата, который бы удовлетворял Кремль. Рассматривать всерьез Медведчука, как политика, способного выигрывать выборы на Украине, по крайней мере несерьезно. Найти альтернативного лидера Востока – за такое короткое время невозможно.
Но кто сказал, что Путину необходимо сделать ставку именно в 2015-м?
Большая ошибка наших отечественных экспертов заключается в том, что они считают: Путин любой ценой будет вмешиваться в ход украинской президентской кампании и обязательно будет препятствовать Януковичу в его намерениях прийти на второй президентский срок.
Эта параноидальная мысль вызвана комплексом завышенной самооценки: мы настолько крутые, что без нас Путину некуда деваться. Он якобы бросает лучшие аналитические умы России для решения вопроса: как нам вернуть Украину в лоно Империи?
Между тем Виктор Янукович давно и уверенно вышел из повиновения Путину.
Вышел еще в октябре 2004 года – когда Путин пытался создать на Украине единый центр противостояния Оранжевой революции, во главе с Медведчуком. И с тех пор Янукович и Путин обмениваются «любезностями», которые видны невооруженным глазом.
В прошлом году Путин заставил Януковича в течение четырех часов ждать его. В этом году Путин опоздал на 50 минут на встречу, которая по протоколу должна длиться час. Это была якобы демонстрация «превосходства» перед хозяином встречи.
Янукович – к его чести – не растерялся и не стал ломать графики, выделив гостю ровно столько времени, сколько предполагалось протоколом до окончания встречи. Так Путину еще не отвечали – в основном глотали обиды.
На самом деле Украина является желательным, но не решающим элементом новой стратегии Путина на короткую перспективу. Если крепость нельзя взять штурмом – поможет осада. И зачем тратить силы на погоню за фантомной победой в 2015 году, если можно получить реванш в 2017-м и в 2020-м году?
Конечно, Путин понимает: в ноябре 2013 года вряд ли удастся избежать подписания Украиной и Молдавией соглашений об ассоциации с ЕС. Разумеется, дипломатический политес должен быть выдержан, и мятежные страны должны почувствовать на себе гнев «старшего брата» – будут введены экономические санкции.
Украину, например, через Стокгольмский арбитраж будут заставлять выплатить неустойку за неотобранный газ. И если только в Стокгольме решат дело в пользу России, Тимошенко может распрощаться с любыми надеждами на возвращение в политику, а эмиграцию с целью лечения считать лучшим выходом для себя. Попытки ограничения ввоза в Россию конфет Петра Порошенко или сыров Игоря Еремеева – это только первые ласточки будущих экономических войн.
Ну хорошо, пусть России не удастся в этом году убедить Украину подписывать Соглашение об ассоциации. Что теряет Россия? Кроме моральных потерь – практически ничего. Но Россия привыкла – в случае неудачи – отступать на несколько шагов и сосредотачиваться. Еще со времен Смуты 1612 года и со времен Кутузова.
Что точно умеет Россия – так это с буддистским спокойствием ждать, когда по реке проплывет труп врага. Россия – в отличие от Украины – умеет мыслить с прицелом на отдаленную стратегию. И всегда разрабатывать, кроме плана А, план Б.
Что реально волнует Путина? Очевидно, что президентские выборы 2018 года в России.
В марте 2012 года Левада-Центр обнародовал данные о том, что 43% россиян не хотят видеть после 2018 года во главе России ни Путина, ни Медведева. Что должен сделать в такой ситуации Путин? Как правило, в таких случаях политикам уровня Путина рекомендуют совершить подвиг. Этот подвиг должен быть удобен для подачи в информационном поле, свежим с точки зрения выборов и значимым с точки зрения ядерного электората. То есть, его нужно осуществить в 2017-2018 годах.
Недавно на семинаре в Париже один российский политолог озвучил сценарий для России и мира. К 2018 году, по мнению российских аналитиков, мировая конъюнктура будет развиваться по следующим направлениям:
– США в 2014 году вступают в полосу экономического кризиса, который вряд ли завершится до 2018 года. То есть, кризис приходится на завершение президентской каденции Обамы. Это не позволит демократам успешно баллотироваться на следующих президентских выборах, и заставит республиканцев лихорадочно искать пути выхода – в том числе и за счет улучшения отношений с Россией;
– Стагнация китайской экономики и постепенное снижение воздействий Китая на мировые геоэкономические процессы. Обострение противоречий между Китаем и Европейским Союзом за влияние в Африке;
– Смена власти и векторов приоритетного развития Турции;
– Усиление влияния России на Ближнем Востоке, особенно после ослабления американского влияния и вывода американских войск из Афганистана;
– Трансформация Евросоюза: конечное подчинения европейской политики тандему Берлин-Париж, усиление энергетического влияния России на Европу;
– Отход от руководства «отцов-основателей» большинства азиатских государств на территории бывшего СССР; приход в этих государствах прагматических и ориентированных на Россию политиков;
– Усиление центростремительных настроений в Таможенном Союзе, восстановление политического доминирования России на всей территории бывшего СССР, за исключением отдельных государств Прибалтики.
В итоге: в США все плохо, в Китае все плохо, в Евросоюзе – ни шагу без России. Россия превращается в мирового лидера.
Правда, не учтена Африка, которая сейчас стремительно развивается. Не случайно украинские миллиардеры активно вкладывают капитал в африканские активы – рост ВВП Конго в прошлом году составил 18%, Руанда удвоила свои экономические показатели всего за год. Но мы помним – за Африку будут конфликтовать ЕС и Китай. Конечно, приз достанется сильнейшему. То есть, России.
Эта схема очень показательна: Россия видит, в каком направлении нужно двигаться.
Единственная ошибка этой схемы – авторы приняли ситуацию в нынешней России за константу, считая, что эта ситуация не изменится до 2018 года. Между тем и сама Россия имеет большое количество зон рисков и сценариев нестабильности.
Но вопрос: где в этой схеме Украина? Где ее приоритетность?
Громадная ошибка украинских стратегов – считать, что без Украины Российская империя возродиться не может. Может! Но в других формах – империи в эпоху глобализации отличаются от империй, образцы которых нам показали Петр I, Екатерина II или Александр III.
Путин, согласно нашей гипотезе, воспользуется на Украине тем, что с 2015 года в обществе будет отмечаться значительное разочарование в европейской перспективе. Так бывает всегда, когда завышенные ожидания оборачиваются обыденными реалиями.
Экономисты прогнозируют, что вполне возможен негативный сценарий для отдельных отраслей экономики Украины – как следствие подписания Соглашения об ассоциации. Фанфары после Вильнюса-2013 стихнут, соглашение заработает – возможно, не сразу.
В 2015 году Янукович имеет все шансы быть переизбранным на второй срок. С этого момента начнется острая атака на него – как изнутри, ведь количество кандидатов в преемники будет возрастать, так и снаружи.
Именно в этот момент и начнет работать проект Медведчука – его задачей будет собрать под свои знамена как можно больше людей, которые отколются от ПР и других партийных проектов.
Не под пророссийскими лозунгами – под лозунгами европессимизма и евроскептицизма.
Далее последует октябрь семнадцатого.
Поворотный момент. Момент, когда силы антиевропейского реванша должны будут дать политический бой сторонникам евровыбора на Украине. К этому моменту прогнозируется очередной экономический кризис на Украине – опять же, согласно мнению российских аналитиков.
На парламентских выборах в октябре 2017 года имеют шанс победить евроскептики и левые, традиционно ориентированные на Россию.
Вот когда наступит звездный час Медведчука! Максимум, на который он будет способен – занять пост спикера ВР. И выступить в роли политика, который перед мартовскими выборами президента РФ сделает несколько громких заявлений от имени Украины, дав российским избирателям ощущение того, что «наконец-то Владимир Владимирович привел хохлов к порядку».
Второе направление, которое Путин может активизировать – это попытка установить контроль над Азербайджаном.
На сегодняшний день Азербайджан – успешный постсоветский государственный проект. В 90-х годах покойный Гейдар Алиев пригласил американские и европейские корпорации добывать нефть и газ на Каспии – и с этого времени Азербайджан пользуется защитой и поддержкой со стороны США.
Целый ряд проектов, которые инициируются Азербайджаном при поддержке со стороны США, не дают покоя России: например, проект строительства Транскаспийского газопровода по дну моря – из Туркменистана в Азербайджан. Или Трансанатолийский газопровод – из Азербайджана через территорию Турции на Балканы. В 2014 году должен заработать газопровод Nabucco, который будет поставлять газ в Австрию и Германию.
Строительство этих газопроводов может подорвать энергетическую всесильность России в Европе, составить реальную конкуренцию. Тем более, что не так давно Азербайджан уже установил контроль над ГТС Греции. В последнее время Азербайджан стал инвестором номер один для Турции, инвестировав в экономику страны около 20 миллиардов долларов.
США рассматривают Азербайджан как один из центров стабильности на Ближнем Востоке.
Сын Гейдара Алиева, Ильхам, сегодня, по данным социологов, может рассчитывать на поддержку 81% азербайджанцев. Он собирается в третий раз баллотироваться на президентский пост – изменения в Конституции 2009 года позволяют ему это.
Учитывая стремительное социально-экономическое развитие Азербайджана, популярность Алиева имеет свое объяснение: в стране развиваются новейшие информационные технологии; молодежь имеет возможность получить льготные кредиты на жилье под 4% годовых на 25 лет; выпускники школ получают возможность обучения за рубежом – государство выступает в роли спонсора при условии, что по окончании обучения молодые специалисты будут работать в системе государственного управления.
На президентских выборах в Азербайджане, которые должны состояться 9 октября этого года, будет кандидатом также лидер оппозиции, киносценарист Рустам Ибрагимбеков.
До последнего времени Ибрагимбеков был гражданином РФ, и только сейчас начал процедуру отказа от российского паспорта. По некоторым данным, сегодня Ибрагимбекова поддерживают люди, близкие к президенту компании «Роснефть» Игоря Сечина, бывшего вице-премьера российского правительства, а также влиятельные менеджеры «Газпрома».
Интересно, что, по инсайдерской информации, с Ибрагимбековым работают технологи, которые еще год назад работали с грузинским премьером Бидзиной Иванишвили, а в Европе информационную кампанию азербайджанскому оппозиционеру обеспечивают структуры, замеченные в обеспечении российских интересов во время информационной войны между Россией и Украиной в 2009 году.
Сегодня рейтинг Ибрагимбекова – не более 1%. Вам это ничего не напоминает?.. Единственное отличие: Медведчук не написал сценарии «Белого солнца пустыни» и «Сибирского цирюльника». Но, несмотря на низкие рейтинги, и Ибрагимбекова в Азербайджане, и Медведчука на Украине воспринимают достаточно серьезно.
Они являются пробными камнями.
Они будут демонстрировать слабые стороны системы – и по этим слабым сторонам Россия будет пытаться бить в 2018 году в Азербайджане, а в 2020 году на Украине, (чтобы не дать возможности реализовать операцию «Наследник».
Одним словом, Путин ожидает октябрь-2017.
С этого момента он попытается вернуть ситуацию в наиболее непокорных республиках бывшего Союза в свою пользу.
Третий срок Путина – это подготовка к большому геополитическому прыжку. Это период использования европейского фактора для борьбы с фактором американским. Четвертый срок будет посвящен ограничению Европы, загону Европы за Буг и Дунай и установлению гегемонии России на Ближнем Востоке.
Украина потребуется Путину как ключ от Восточной Европы. Азербайджан – как ключ к Ближнему Востоку.
А вы говорите – Медведчук...
Помните фильм Люка Бессона «Пятый элемент»? Так вот. Медведчук – это не Абсолютное Зло. Это – скорее аналог антигероя фильма, Зорга. Как и Ибрагимбеков, которого некоторые украинские и западные издания уже превратили чуть ли не в национального героя Азербайджана.
Путин выстраивает далеко идущие планы. Путин мыслит стратегически.
Но почему так часто упоминаются золотые слова: «Если хотите рассмешить Бога – расскажите ему о своих планах»?
Перевод: Антон Ефремов.