Несколько дней назад Гюнтер Ферхойген – бывший Европейский комиссар по вопросам расширения и вице-президент Еврокомиссии – заявил, что не стоит ставить в зависимость подписание Соглашения об ассоциации Украина-ЕС от дел экс-премьера Юлии Тимошенко.
«Сомневаюсь, что это мудрая позиция относительно перспективы долговременных интересов ЕС и Украины», – сказал Ферхойген в интервью EurActiv.com. Ведь подписание Соглашения об ассоциации будет означать, что Украина приняла уже бесповоротное решение и больше не будет находиться в подвешенном состоянии между Союзом и Россией. Хотя на самом деле оснований для подписания Соглашения значительно больше.
Конечно, если бы Тимошенко арестовали за несколько дней перед подписанием Соглашения об ассоциации, то, скорее всего, оно провалилось бы или перенеслось на неопределенный срок. Но уже прошло более двух лет с момента ее ареста. Мы все прекрасно знаем, что шансов на ее освобождение из тюрьмы было много, но ведущие политики Партии регионов с президентом Виктором Януковичем во главе ничего не сделали, чтобы это произошло. Если бы ЕС был последователен, он бы заблокировал и переговоры, и позже парафирование, а уж тем более – не устанавливал бы дату окончательного подписания. Этого, однако, не произошло. До сих пор единственным «наказанием», которое выпало на долю Януковича, было отложенное на несколько месяцев парафирование Соглашения об ассоциации и то, что процесс этот прошел без блесков фотовспышек. Реплики ЕСовских политиков, их предупреждение об угрозе процессу евроинтеграции, может быть, были неприятными, но ничего не меняли.
Также по теме: Украина - сладкий приз в дуэли Европы и России
Некоторые утверждают, что даже если бы Европейская Комиссия сняла проблему Тимошенко, то ратификация Соглашения об ассоциации все равно увязнет на уровне национальных парламентов. Такой подход к проблеме, однако, представляется ошибочным, поскольку даже политики из Европейской народной партии, которая включает в себя многих членов правящих партий стран-членов и в которой «Батькивщина» пользуется статусом наблюдателя, не намерены ставить в зависимость соглашение об ассоциации от «дела Тимошенко».
На судьбу Соглашения не окажет значительного влияния степень реализации реформ (важнейшие из них касаются судебной системы, избирательного права и избирательного правосудия), которых требует от Украины Европейский Союз. Потому что, как отметил в разговоре со мной евродепутат Павел Залевский, речь идет скорее о «воле к реформе», и с течением времени кажется, что будет достаточно лишь декларации. Если бы было иначе, то в мае этого года, когда Европейская Комиссия должна была бы принять окончательное решение, ситуацию по Соглашению об ассоциации уже переиграли бы. Но этого не произошло, потому что это решение было бы отрицательным, и тогда уж точно не произошло бы подписание Соглашения в ноябре. «Окончательные» оценки отложили до октября, за месяц до саммита.
Так что все это значит? ЕС не имеет плана «Б» относительно Украины, а то и относительно восточной политики в целом. Единственное, что он может сделать, – это подписать Соглашение об ассоциации, потому что оно сейчас является наиболее эффективным инструментом ЕС в отношении своих соседей. Опасения, которые высказал Ферхойген о потере самой большой страны Восточного партнерства в пользу России, как представляется, действительно царят до определенной степени в среде элит ЕС. Именно поэтому они делают все, чтобы в ноябре состоялось подписание, иногда демонстрируя, что заботятся об этом более, чем украинская сторона.
Читайте также: Суд назвал арест Тимошенко незаконным и политически мотивированным
Но не менее важным, чем страх перед Россией, является вопрос престижа. «Есть возможность поговорить о том, как укрепить наши отношения и убедиться, что саммит Восточного партнерства был успешным и завершился подписанием ряда соглашений» (выделено мною – прим. автора), – заявила во время недавней встречи с министрами иностранных дел стран Восточного партнерства шеф дипломатии ЕС Кэтрин Эштон. Неподписание Соглашения с Украиной означало бы, что ехать в Вильнюс нет смысла, даже если бы удалось парафировать документы с Грузией, Молдавией и Арменией. Наконец – что не секрет – после России Украина является наиболее важной страной в регионе, и именно она была главным основанием для создания программы ЕС. Отсутствие подписи под украинским Соглашением было бы огромным поражением для внешней политики Европейского союза, а также – польской дипломатии, которая в течение многих лет считает евроинтеграцию Украины приоритетным вопросом.
Все эти предупреждения ЕС в адрес украинской власти являются лишь попыткой придумать для себя наилучшие условия для начала саммита, то есть максимальное выполнение Украиной «обязательных» рекомендаций. Однако ни у кого нет никаких иллюзий, что их реализуют на сто процентов. А потому украинцы, которые зависит от евроинтеграции, могут спать спокойно, даже если они мечтали не про такую евроинтеграцию.
Перевод: Антон Ефремов.