Эр-Рияд стремится любыми средствами добиться расположения Москвы до начала очередной международной конференции. Не исключено, что саудовский принц мог предложить российскому лидеру контракт на закупку оружия в обмен на смягчение позиции России по Сирии.
Саудовская Аравия захотела купить Россию? По слухам, глава разведслужбы этого государства Бандар Бен Султан сделал Владимиру Путину по-настоящему восточное предложение. Как следует из сообщения агентства Reuters (в Кремле незамедлительно его опровергли), саудовский принц предложил президенту России закупку оружия на 15 миллиардов долларов в обмен на смягчение позиции Москвы по Сирии.
Предложение было озвучено за несколько дней до того, как российское правительство объявило во вторник, что международная конференция, в которой должны принять участие представители сирийского режима и оппозиции, состоится не раньше октября. Настоящая же новость заключается в том, что дата проведения этой конференции, по всей видимости, все же была установлена. Дело в том, что все начали сомневаться в реальности конференции Женева-2, которую предложили в мае Москва и Вашингтон: речь шла о продолжении прошлогодней конференции в Женеве, которая не ставила предварительным условием уход сирийского лидера.
Читайте также: СМИ Ирана - Саудовская Аравия предлагает взятку России
По информации le Figaro, российская и американская стороны в конечном итоге смогли договориться насчет представительства сирийской оппозиции. Москва настаивала на приглашении по меньшей мере трех различных делегаций, чтобы дать возможность поучаствовать в форуме сторонникам российской точки зрения. Вашингтон же настаивал на одной делегации. В конечном итоге россияне согласились с американской позицией. Таким образом, различные оппозиционные группы должны будут провести встречу в сентябре, чтобы обсудить состав делегации и попытаться преодолеть разногласия.
Как бы то ни было, Саудовская Аравия хочет сыграть активную роль в Женеве-2. «Эр-Рияд занял очень динамичную позицию, — говорит член Сирийского демократического форума Самир Аита. — Сначала он лишь следовал за Катаром, предоставив тому вести вперед лагерь противников Башара. Сегодня он вооружает мятежные группы, в том числе и радикальные. Его разведслужбы ведут активную работу на территории страны и отбирают тех, кому направлены поставки».
Несмотря на все свое влияние на Национальную коалицию сирийских революционных и оппозиционных сил (политическое руководство оппозиции), «аравийцы стремятся к военному решению конфликта, — продолжает Самир Аита. — Таким образом, они идут на лобовое столкновение с Россией, которая тоже верит в силовую победу лагеря Башара». Другими словами, состоявшая в конце июля четырехчасовая встреча Путина и Бандара была чем-то вроде переговоров уполномоченных представителей враждующих сторон. Тем не менее, маловероятно, что некий торг мог позволить сторонам прийти к компромиссу. Приверженность России Сирии выходит далеко за рамки оружейных контрактов, какой бы ни была сумма закупок, уверен Самир Аита: «По мнению россиян, потеря Сирии будет означать победу Турции в регионе. И усиление позиций Анкары во всей Средней Азии, где Россия и Турция напрямую соперничают друг с другом».
Также по теме: Новое поколение саудовских лидеров
Как бы то ни было, поле для маневра Саудовской Аравии выглядит не слишком широким. Если Россия не изменила точку зрения, когда все считали, что Асада вот-вот свергнут, то зачем ей делать это сейчас? — задается вопросом российский аналитик Федор Лукьянов. Он полагает, что Эр-Рияд сейчас попросту вынужден выйти на первый план, потому что США дали решение проблемы на откуп региональным державам и самим враждующим сторонам. Вашингтон не считает, что может сделать, что-то серьезное на Ближнем Востоке, продолжает Лукьянов.
Кроме того, в США не испытывают особой радости по поводу перспективы безоговорочной военной победы вооруженной оппозиции, в которой, по их мнению, слишком заметная роль отведена исламистам. Таким образом, Барак Обама ограничивается лишь содействием переговорному процессу, позволив обеим сторонам и их покровителям разбираться со всем самостоятельно. Россияне действительно рассматривают Саудовскую Аравию как одно из немногих государств, которым по силам оказать настоящее давление на сирийскую оппозицию (в первую очередь, в военном плане), считает Лукьянов.
Что касается политики, Эр-Рияду все же удалось добиться кресла президента коалиции для своего протеже Ахмада аль-Джарбы из племени Шамар (его представители проживают как в Сирии, так и Саудовской Аравии), откуда родом мать короля Абдаллы. Избрание аль-Джарбы стало результатом появления в коалиции 51 нового члена, многим из которых покровительствует Эр-Рияд. Как бы то ни было, на конференции Женева-2 будут присутствовать не только представители коалиции. Единая делегация (если такое решение действительно будет утверждено) должна будет включать в себя всех, в том числе и членов близкого к российским позициям Национального комитета за демократические перемены.
В любом, случае воюющим сторонам нужно договориться о мире. Этот вопрос, без сомнения, был одним из главных тем беседы Владимира Путина и принца Бандара Бен Султана.