Еврозона официально вышла из самой длительной после Второй мировой войны рецессии. Но, как предупреждают различные наблюдатели, экономический рост в странах валютного союза далек от стабильности, потому что он все еще подрывается продолжающимся кризисом банковского кредита и бременем государственных долгов, которые правительства пока не могут сократить.
Вчера статистическая служба Европейского Союза (Евростат) сообщила, что в целом ВВП 17 стран еврозоны вырос на 0,3% во втором триместре по сравнению с первым после периода снижения в течение 18 месяцев. Это наиболее быстрый трехмесячный рост, начиная с января 2011 года. Этот показатель превысил ожидания экспертов как из агенства Bloomberg, так и из газеты Wall Street Journal, которые неделю назад оценили рост в 0,2%. Однако, по сравнению с тем же периодом годичной давности (апрель-июнь) ВВП остается негативным, и он снизился на 0,7%.
Читайте также: Мировая экономика сегодня определенно стала викторианской
Хотя Евростат не объяснил происхождение этого частичного роста, экономисты считают, что он связан с увеличением потребления граждан и импортом. Улучшение связано с экономическим подъемом Германии, наиболее быстро развивающейся среди индустриальных стран G7. По сравнению с ней другие национальные экономики еврозоны зарегистрировали более сдержанный рост, а ВВП некоторых стран все еще продолжает сокращаться. Германия пережила лучший триместр за годичный период, рост составил 0,7% благодаря активно развивающейся промышленности и увеличению внутреннего спроса, как показал во вторник анализ исследовательского института Zew.
ВВП Франции вырос на 0,5%, что, однако, не спасает от критики президента-социалиста Франсуа Олланда. Промышленники обвиняют правительство в том, что оно не смогло выработать эффективную экономическую политику страны.
Сюрприз приготовила Португалия. Эта страна пользуется международными дотациями. Она была дестабилизирована раздорами в правительственной коалиции накануне местных выборов в сентябре. Тем не менее, ее рост составил 1,1% (это самый высокий показатель в Европе). Улучшилось положение дел и в Австрии, Бельгии, Словакии и Финляндии. Упадок продолжается в Испании, Голландии и Италии, хотя и здесь показатели лучше, чем в первом триместре этого года. ВВП Италии снизился на 0,2%. Экономисты скептически относятся к возможности стабильного роста в стране без реформ, которые давно уже советуют провести международные организации. Главный экономист Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Пьер Карло Падоан, например, утверждал в еженедельнике «Панорама», что южным странам еврозоны необходимо увеличить свою конкурентноспособность, чтобы добиться подъема, что для Италии означает переломить тенденцию снижения производства, что продолжается уже два десятилетия. «Только тогда мы действительно выйдем из кризиса», - считает Падоан. По мнению других аналитиков, внимательно следящих за средиземноморскими странами и, в частности, за Грецией, где рецессия длится уже пять лет, скромный рост не исправит глубинные экономические и налоговые проблемы периферических стран. Так считает Джонатан Лойнес (Jonathan Loynes), главный экономист исследовательского общества Capital Economics. Столь же осторожно высказался европейский комиссар по финансам Олли Рен: «Надеюсь, удастся избежать самоудовлетворения и преждевременных заявлений об окончании кризиса».
Также по теме: Глобальный обзор - Европа, Бразилия, Южная Африка
Германия - гегемон только в цифрах
Берлин является локомотивом не только для еврозоны, но и для стран Восточной Европы, состоящих в Евросоюзе. В них тоже начинается слабый рост. Германия является стержнем ЕС, но канцлер Ангела Меркель в этот благоприятный момент парадоксальным образом не проявляет оптимизма в вопросе дальнейшей интеграции Евросоюза. Может быть, в преддверии федеральных выборов в попытке добиться поддержки евроскептиков она заявила в интервью телевизионному каналу Phoenix и радио Deutschlandfunk о том, что нет необходимости укреплять институты Евросоюза в Брюсселе, а нужно «добиваться большего сотрудничества между странами-членами ЕС». «Дискуссия о "компетенциях" Европейской комиссии развернется в правительстве Германии после выборов в Бундестаг», - сказала она. Станет ли Европа следующей целью Берлина?