Ситуация в Египте выглядит как никогда нестабильной после разгона демонстрации сторонников свергнутого президента Мохаммеда Мурси (число жертв превысило 600 человек) и решения армии ввести в стране чрезвычайное положение.
Обстановка в Египте резко накалилась 14 августа, когда силы безопасности разогнали продолжавшиеся более месяца сидячие забастовки сторонников бывшего президента Мухаммеда Мурси на двух каирских площадях.
Речь идет об эскалации напряженности со стороны двух лагерей, которые сегодня вступили в открытый конфликт. Более того, дело может дойти и до настоящей гражданской войны.
С одной стороны стоят «Бартья-мусульмане» (их поддерживают Катар, Турция и несколько других государств), которым на самом деле нечего терять, поскольку после отстранения от власти они рискуют исчезнуть с политической арены и вновь погрузиться в безвестность прошлых темных лет. Их сильные стороны заключаются в хорошей организации на всей территории Египта, многочисленных и решительно настроенных активистах, а также все еще очень значительных финансовых ресурсах (они позволят им не задумываться о деньгах еще многие месяцы). Один из ключевых оставшихся на свободе лидеров движения - это Мохаммед адь-Бельтаги, одна из дочерей которого была застрелена во время столкновений в Каире.
С другой стороны стоят армия генерала Абдула Фаттаха ас-Сиси и «светская» часть населения (в этой «светской» группе насчитывается немало религиозных меньшинств: копты, шииты и т.д.), которые уже попросту не могут дать задний ход, если не хотят повторения «иракского» сценария с формированием теократии под контролем «Братьев-мусульман».
Стоящие у власти генералы прекрасно понимают, что сейчас их спасение (и жизни) зависит не только от их «победы». Армия получает тайную поддержку от Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, которые не только с удовольствием подложили свинью Катару (его активность на ближневосточной арене не слишком их радует), но и опасаются за собственное будущее. Как бы то ни было, эта поддержка может в любой момент сойти на нет в силу развития ситуации. Нужно отметить, что целый ряд египетских религиозных и политических деятелей решил дистанцироваться от армии, чтобы их репутацию не запятнала начавшаяся 14 августа кровавая баня.
На все это накладываются салафиты (отчасти их представляет фронт «Ан-Нусра»), которые придерживаются еще более радикальных взглядов (с религиозной точки зрения), чем «Браться-мусульмане». Поначалу они поддерживали армию, потому что их главными врагами среди набожного в своем большинстве египетского населения были «Братья-мусульмане». Сейчас они затаились и хотят понять, в какую сторону будет дуть ветер, чтобы определиться с будущей линией поведения.
Еще одна группа, которую нужно принять во внимание, это многочисленные радикальные исламисты, которые в той или иной степени поддерживают связи с «Аль-Каидой». Два их главных противника - это Израиль и египетская армия. Скорее всего, они хотят воспользоваться нынешними волнениями, чтобы укрепить свои позиции, завербовать новых сторонников и т.д. Уже сейчас заявления некоторых их представителей не оставляют и тени сомнения: призывы к джихаду, требования отправить боевиков на «защиту» суннитов и т.д. Враг тоже называет предельно четко: «христиане и секуляристы, армия, полиция и солдаты фараона, а также стоящие за ними еврейские и крестоносные силы».
Как несложно догадаться, международное сообщество «осуждает» насилие и нередко требует остановить репрессии. Но здесь опять-таки следует внимательно рассмотреть ситуацию. Что послужило причиной этих событий? «Братья-мусульмане», которые устроили незаконную демонстрацию и получили предупреждение за три дня до ее разгона (не говоря уже о том, что от их рук погибли около 40 сотрудников сил правопорядка)? Или силы правопорядка, которые действовали крайне жестко, но, вероятно, попросту не могли поступить иначе из-за провокаций? Некоторые интеллектуалы из арабо-мусульманского мира (такого мнения, конечно, придерживается не большинство) утверждают, что народ оставался в рамках «законной самообороны» в борьбе с радикальным исламом.
Разумеется, катарский канал «Аль-Джазира» отснял немало кадров этих событий, которые сейчас без конца крутятся на телевидении. Информационная война бушует точно так же, как это было в начале трагических событий в Сирии.
В таких условиях «алжирский» сценарий выглядит более чем вероятным. На выборах в 1992 году победа досталась «Исламскому фронту спасения», однако за этим последовало вмешательство армии. В результате страна погрузилась в гражданскую войну, угли которой тлеют и по сей день. «Братья-мусульмане» устроили волнения по всему Египту, и силы правопорядка не имеют достаточных ресурсов, чтобы со всем этим справиться. Все будет зависеть от полученной ими внешней поддержки.
Готовы ли «Братья-мусульмане» вступить в союз с салафитами и радикалами? Такой шаг сегодня не исключается на местном уровне в тактических целях. Возможные последствия для региона и всего мира оценить сейчас крайне сложно из-за большого числа неопределенностей.
- Сможет ли Суэцкий канал продолжить нормально работать, и какими могут быть последствия его закрытия в результате действий мятежников или террористов?
- Что ждет египетские меньшинства на фоне первых поджогов церквей?
- Какие угрозы нависли над находящимися в Египте экспатами и иностранными туристами?
- Как сложится обстановка в секторе Газа, учитывая, что ХАМАС враждебно настроена по отношению к новой египетской власти?
- Как отреагирует Израиль на возможные беспорядки на Синайском полуострове?
- Какими будут последствия для Израиля?
- Какими будут последствия для Иордании?
- Как отреагируют (помимо привычных дипломатических заявлений) Москва, Вашингтон, Алжир, Тегеран (раз шиитское меньшинство в Египте может подвергнуться гонениям салафитов в то же степени, что и христиане), Бейрут и т.д.?