Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Визит президента РФ Владимира Путина в Азербайджан в атмосфере концентрации повестки дня на Ближнем Востоке, возможно, не привлек внимания большинства из нас. Азербайджан является ареной ожесточенной борьбы в сфере «нефтяной политики», которая началась в XIX веке.

Визит президента РФ Владимира Путина в Азербайджан в атмосфере концентрации повестки дня на Ближнем Востоке, возможно, не привлек внимания большинства из нас.

Однако Турции этот визит касается не меньше, чем России, прежде всего с точки зрения такого измерения, как Кавказ, где интересы двух стран пересекаются и образуют приоритеты их «политики ближнего зарубежья», в рамках чего кавказский регион становится сценой скрытой или явной борьбы. 

Несомненно, центральную точку этой борьбы составляет богатая энергоресурсами братская страна Азербайджан.

Будучи «мостом» для Кавказа и Средней Азии и одновременно играя роль «ворот» на пути к Ближнему Востоку на южном направлении внешней политики России, Азербайджан занимает довольно важную стратегическую позицию с точки зрения безопасности стран региона, прежде всего Турции и Ирана.

Треугольник «Россия – Турция – Иран» и Азербайджан


Все это отсылает нас к политике ближнего зарубежья России. Здесь роль Азербайджана выступает на передний план с позиций будущего российского евразийства, концепция которого была сформулирована Александром Дугиным. Как стратегическое положение Азербайджана в регионе, так и его демографическая структура, историческое, географическое и культурное измерения, ставят эту страну на жизненно важную позицию в российской идее евразийства, заявляющей о треугольнике «Россия – Турция – Иран».

Следовательно, особое значение для дальнейшего положения России в регионе и мире представляет контроль, который она стремится установить над Азербайджаном в рамках своей политики в Евразии.

Вместе с тем следует отметить, что Москва также не исключает «дестабилизирующей роли», которую может сыграть Азербайджан для безопасности РФ, и, пытаясь сдерживать эту страну, Россия пользуется некоторыми козырями (прежде всего проблемами Нагорного Карабаха и Каспия), которые она в подходящем месте и в подходящее время вводит в игру. 

Для потерявшей Азербайджан России сложно удержать не то чтобы Закавказье, но и Северный Кавказ. В такой ситуации колоссальный удар будет нанесен по политике России в Каспийском бассейне, поэтому заключенные в ходе недавнего визита Путина в Азербайджан соглашения можно рассматривать как сохранение решимости России развивать отношения с этой страной.

«Нефтяная политика»


Естественным образом особое значение для энергетической политики Турции, безопасности ближнего зарубежья и будущего ее региональной политики по оси Кавказ – Средняя Азия представляет дальнейшее измерение отношений РФ и Азербайджана, одной из ключевых стран политики Турции в регионе.

В этой связи, несомненно, нельзя игнорировать энергоресурсы, которыми обладает Азербайджан, его роль страны-коридора и приоритетное место в рамках политики государств в области энергетической безопасности и безопасности поставок в привязке к проблеме Каспия.

И именно поэтому Азербайджан является ареной ожесточенной борьбы в сфере «нефтяной политики», которая ведется с XIX века, играет важную роль в возникновении и формировании первой «Большой игры», запомнившейся такой фразой: «Капля крови – капля нефти».

После распада СССР возникает почва для возникновения новой игры, и снова по этому адресу, и с того самого места, на котором она остановилась, причем в важную часть «Новой большой игры» превращается азербайджанская нефть. Основными показателями этого являются доли, которыми обладают западные компании, создаваемые консорциумы, и разворачивающееся в этой связи противостояние вокруг нефти Азербайджана.

Такие проекты, как TRACECA и INOGATE, претворенные в жизнь с целью минимизации зависимости Европейского союза от энергоресурсов и поставок России, делают Азербайджан незаменимым.

Азербайджан в «политике ближнего зарубежья» Израиля


Таким образом, положение, принадлежащее Азербайджану в границах новой геополитики на Кавказе, и роль, которую он может сыграть, выступают перед Турцией как важный фактор ее политики на Востоке, а также баланса и сотрудничества в отношениях с Западом.

Более того, особое положение, о котором идет речь, позволяет Азербайджану обойти другие силы, прежде всего Израиль.

Азербайджан в последнее время привлекает внимание Израиля с точки зрения политики окружения в отношении Турции и Ирана, в то же время ему отводится важное место во взаимодействии евразийской тройки, представленной Израилем, Турцией и Россией.

Развитие событий в контексте отношений Израиля и Азербайджана, по всей видимости, внимательно отслеживаются и Россией.